Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Научные революции в истории естествознания

Понятие научной революции и ее виды

Определение 1

Этапы развития научного знания, связанные с перестройкой стратегий исследования, называются научными революциями.

Основания науки способны обеспечивать рост знания до того момента, пока в картине мира учтены общие черты системной организации исследуемых объектов, а методы исследования соответствуют сложившимся нормам. Однако в процессе развития науки возникают принципиально новые объекты, которые требуют совсем другого видения реальности, чем то, которое предлагает сложившаяся картина мира. кроме того, новые объекты могут требовать и изменения методов познания, системы норм и т.д. В таком случае, развитие научного знания предполагает перестройку оснований науки, которая может происходить либо как революция картины мира без изменения норм исследования и идеалов, либо как революция, в которой радикально меняется не только картина мира, но и нормы науки и ее идеалы.

Статья: Научные революции в истории естествознания
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Общими видами научных революций в истории науки являются следующие:

  • внутридисциплинарные. Это научные революции, которые происходят в рамках отдельных дисциплин.
  • междисциплинарные. К ним относятся научные революции, которые происходят в итоге взаимодействия и обмена идеями между различными дисциплинами. На более ранних этапах истории это происходило путем переноса на новые дисциплины научной картины мира наиболее развитой дисциплины. Взаимодействие между дисциплинами в современной науке происходит по –другому. Каждая наука имеет самостоятельную картину мира, а взаимодействие между дисциплинами осуществляется в ходе анализа общих признаков теорий и концепций.
  • глобальные. Наиболее известными глобальными революциями, которые привели к смене научной рациональности, являются революции в естествознании.

Первая, вторая и третья научные революции в истории естествознания

В XVII — первой половине XVIII века происходит формирование классического естествознании, основными характеристиками которого являются следующие:

«Научные революции в истории естествознания » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • общенаучной картиной реальности является механистическая картина мира;
  • объект изучения выступает малая система, представленная в виде механического устройства, которое имеет жестко детерминированные связи. Свойство целого определяют свойства частей
  • субъект полностью исключается из знания, так же, как и процесс его познавательной деятельности
  • знания о природе сводятся к принципам механики.

Вторая научная революция происходит в конце XVIII — первой половине XIX века, когда естествознание становится дисциплинарно организованной наукой. Основными характеристиками научного знания в этот период являются:

  • механистическая картина больше не является общенаучной, происходит формирование химической, биологической и других картин
  • объект рассматривается не только в понятиях механики, но и как вещь, процесс, состояние, которое предполагают изменение и развитие объекта
  • Субъект элиминируется из результатов познания
  • появляется проблема разнообразия методов познания, классификации наук, их единства и синтеза
  • общие познавательные принципы классического естествознания неизменны, не меняется и стиль мышления.

В ходе третьей научной революции, охватившей период с конца XIX по середину XX века, происходит формирование неклассического естествознания. В физике происходит становление релятивистской и квантовой теорий, зарождается генетика, квантовая химия, кибернетика. Развивается концепция нестационарной Вселенной. Особенностью науки в этот период является понимание природы как сложной динамической системы, а на основе этого происходит интеграция частнонаучных картин мира. в качестве объекта рассматривается не только вещь, а процесс. Однозначная, жесткая связь меняется на вероятностную причинность. Субъект наблюдения рассматривается внутри наблюдаемого мира, а вместо единственной истинной теории допускается существование нескольких теорий, в которых содержатся элементы объективности при описании одного и того же эмпирического базиса.

Четвертая научная революция

В конце XX — начале XXI века происходят радикальные изменения в основаниях научного знания и деятельности. с этого момента начинается становление новой постнеклассической науки.

Важнейшими событиями, произошедшими в ходе четвертой научной революции, являются компьютеризация науки и усложнение приборов. Кроме того, происходит увеличение числа междисциплинарных исследований, развиваются комплексные программы. Этот период характеризуется объединением эмпирических и теоретических исследований. Разрабатываются идеи синергетики. Научная картина мира представляет взаимодействие различных картин реальности. Частнонаучные картины реальности выступают в качестве фрагментов общей картины мира. Подчеркивается важность присутствия субъекта, что выражается во включении аксиологических факторов в объяснения. Научное знание в современной науке рассматривается в контексте социальной культуры и истории, оно нераздельно с ценностями и мировоззренческими установками. Все это приводит к сближению наук о природе с науками о культуре.

Замечание 1

Каждый этап развития науки характеризуется особым состоянием научно-познавательной деятельности, которая направлена на непрерывный рост объективного истинного знания.

Помимо научной революции, существует понятие научной эволюции. научная эволюция – это процесс, в ходе которого происходит постепенное накапливание знаний. Динамика научного знания характеризуется последовательно сменяющими друг друга стадиями эволюционного и революционного развития.

Одним из важных результатов научной революции является становление нового стиля мышления в науке.

Замечание 2

Под стилем научного мышления понимается способ постановки научных проблем, изложения результатов научных исследований, аргументации, научных дискуссий и т.д., принятый в научной среде. Стиль научного мышления регулирует утверждение новых идей во всеобщем знании, а также способствует формированию соответствующего типа исследователя.

Четвертая научная революция привела к изменению созерцательного типа мышления на деятельностный.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot