Точка бифуркации – это достижение системой критического состояния, обеспечивающего ее неустойчивость, становящееся причиной смены существующего режима ее функционирования.
Научные революции – это разрешение существующих противоречий между уже признанным и вновь возникшим знанием в науке, способствующее кардинальным изменениям основания и содержания науки на отдельном этапе ее развития.
Сущность и значение научных революций
Одной из основных характеристик научного знания является процесс его непрерывного развития, неотъемлемой частью которого является научные революции, обозначающие этапы многогранного и сложного феномена роста научного знания. Наука обладает свойством постоянного и необратимого изменения, выражающего ее развитие во времени. Следствием развития науки является увеличение объема научных знаний, разветвление и сопряженность классификации научных дисциплин, повышение сложности технологических моделей и конструкций и прочее.
Характерной чертой развития научного знания выступает наличие определенной аритмии, которая подразумевает чередование эволюционных фаз развития науки и революционных фаз развития науки. Более того, для каждой последующей эволюционной фазы характерно наличие темпорального ускорения, обеспечивающего постепенное развитие науки.
Революционные фазы развития науки воплощаются в форме научных революций, отражающих переход научного знания на новый уровень своего развития.
Наличие эволюционных и революционных фаз развития науки является закономерным, поскольку эволюционные фазы требуются для обработки знаний, полученных в результате революций, апробирования успешных методик и отбраковывания неэффективных.
Нелинейность развития научного знания также обусловлена наличием феномена движения науки вспять. Зачастую выстраивание новых теоретических конструкций и схем обусловлено использованием идей, ранее забракованных наукой. Такое движение науки обеспечивает возврат к некоторым пунктам истории научного развития. К примеру, на этапе формирования механистической картины научного знания имела место борьба картезианской и ньютоновской исследовательских программ. В основе математической теории Ньютона находился принцип дальнодействия, Декартом был предложен альтернативный вариант механистического развития на основе принципа близкодействия. XVIII век характеризовался победой ньютоновской позиции, однако в XIX-XX веках близкодействие было возрождено.
В основе регулярности воспроизводства научных революций как фазы развития науки находятся следующие сущностные основания:
- во-первых, увеличение количества факторов, в отношении которых существующая научная картина мира не способна сгенерировать объяснительные механизмы;
- во-вторых, необходимость интегрирования новых эмпирических знаний в новые теоретические представления;
- в-третьих, кардинальная перестройка картины мира;
- в-четвертых, философский подход к обоснованию новаций, выражающийся, в том числе, его сопряжения с общекультурным фоном.
Научные революции способствует качественному преобразованию фундаментальных оснований науки и замене действующих теорий новыми, существенному углублению научных представлений об окружающем мире за счет формирования новой научной картины мира, содержащей обобщенную форму всех базовых компонентов научных знаний.
Понимание научных революций как точек бифуркации реализуется через два фактора. Первый из этих факторов был изначально сформирован Гегелем, в последствии развит Энгельсом и Марксом. Суть этого фактора состоит в историчности субъекта, подразумевающий изменение познавательных возможностей и способностей человека в историческом смысле. То есть с исторической точки зрения изменения научного разума неизбежны, как следствие результаты его деятельности в виде научных знаний также подвержены изменчивости, формирующей новый тип научной рациональности. Второй фактор стал результатом собственного развития науки, признавшей общепризнанность постулата эволюции вселенной.
Типы научных революций
История развития науки способствовала выделению следующих типов научных революций:
- глобальные, которые представляют собой революционные перевороты всего основания науки, приводящие к переходу на новый тип научной рациональности;
- комплексные, результатом которых является реализация радикальных изменений в нескольких научных областях;
- частные, выражающиеся в кардинальных переходах к новому осознанию предметной области определенной науки на базе создания новых фундаментальных теорий;
- научно-технические, подразумевающие осуществление качественных преобразований производительных сил, характеров, условий содержания труда на базе внедрения научных знаний в различные сферы жизнедеятельности человека.
Наибольший вклад в развитие научного знания вносят глобальные научные революции, которых в течение развития общества можно выделить три. В первом случае речь идет о периоде формирования науки в качестве социального института. Временные границы этой революции можно обозначить XVIII веком. Вклад в революцию научного знания на этом этапе внесли Ньютон, Декарт, Галилей и другие. Результатом этой революции стало формирование механистической картины мира, представляющей мироздание в виде бесконечного числа атомов, перемещающихся во времени и пространстве в соответствии с неизменными законами движения. Механистическая картина мира представила время и пространство в качестве двух сущностей, находящихся вне зависимости друг от друга или материи.
Вторая глобальная революция была обусловлена созданием теории относительности и квантовой теории. Ее результатом стало формирование квантово-полевой картины мира. Наибольший вклад в осуществлении этой революции внес Альберт Эйнштейн.
Третья глобальная революция началась в конце XX века и продолжается по настоящее время. Ее основу составил антропный принцип, формирующий эволюционно-энергетическую картину мира.