Наземное радиотехническое (электронное) оборудование взлетно-посадочных полос аэродромов. Маркерные радиомаяки
Взлетно-посадочная полоса – это специально обустроенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, который предназначен для посадки и взлета воздушных судов.
В состав наземного радиотехнического оборудования могут входить:
- Курсовой радиомаяк.
- Глиссадный радиомаяк.
- Маркерный радиомаяк.
- Оборудование дистанционного контроля, управления и сигнализации.
- Посадочный радиолокатор.
- Обзорный радиолокатор.
- Приводная радиостанция.
- Система посадки.
- Азимутальный радиомаяк.
- Приемоответчик.
- Автоматический радиопеленгатор.
- Система ближней навигации.
- Обзорная радиолокационная станция летного поля.
- Средства электросвязи.
- Средства объективного контроля.
Маркерный радиомаяк – это радиоэлектронное устройство, которое используется в составе курсо-глиссадной системы и позволяет пилоту определить расстояние до взлетно-посадочной полосы.
Маркерные радиомаяки функционируют на частоте 75 мегагерц, излучая сигнал вверх пучком света. Принцип работы следующим. Воздушное судно пролетает над маркерным радиомаяком, сигнал принимается маркерным радиоприемником, а затем включается система оповещения - мигает специальный индикатор на приборной панели и издается звуковой сигнал.
Маркерные радиомаяки делятся на дальние, средние и малые. Дальний маяк устанавливается в 4 километрах от взлетно-посадочной полосы вместе с дальней приводной радиостанцией. В данной точке самолет, двигаясь на высоте в соответствии со схемой захода (около 250 метров) должен проконтролировать работу курсо-глиссадной системы, текущую высоту полета и продолжает снижение. Средний маркерный радиомаяк способен работать на частоте 1300 герц. Ближний (малый) маркерный радиомаяк устанавливается в том месте, где высота глиссады такая же, как высота принятия решения - 1000 - 1200 метров от торца взлетно-посадочной полосы вместе с ближней приводной радиостанцией. Сигнализация пролета данной точки информирует пилотов дополнительно, о их нахождении в непосредственной близости от полосы. Ближним маркерным маяком излучается непрерывная серия точке азбуки Морзе, а модулирующая частота составляет около 3000 герц.
Посадочный и обзорный радиолокаторы
Задача посадочного радиолокатора заключается в обеспечении выдачи на диспетчерский пункт радиолокационных данных о местоположении воздушного судна относительно глиссады и курса. Он должен располагаться и быть настроенным таким образом, чтобы обеспечивался обзор в секторе, начинающийся в точке в 150 метрах от места приземления. Угол по азимуту обозреваемого сектора должен составлять около пяти градусов относительно основной линии взлетно-посадочной полосы. Параметры посадочного радиолокатора регламентируются требованиями специальных нормативных документов.
Обзорный аэродромный радиолокатор должен обеспечивать обнаружение воздушного судна на маршруте его следования и выдаче информации на диспетчерский пункт. Согласно требованиям, допускается отсутствие радиолокационных данных в пяти обзорах подряд самолета, который совершает маневр разворота или, когда он находится на участке с тангенциальным направлением скорости. Обзорным радиолокатором также должно обеспечиваться подавление переотраженных сигналов, а также боковых лепестков в пределах зоны его действия. Среди данных, которые передаются им на диспетчерский пункт, основными являются: метка дальности и азимута, радиолокационная координатная информация по первичному и вторичному запросам.
Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования взлетно-посадочной полосы
Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования взлетно-посадочной полосы аэродрома осуществляется специальными инженерно-техническими службами. Сама техническая эксплуатация оборудования взлетно-посадочной полосы включает в себя следующие виды работ:
- Техническое обслуживание.
- Ввод в эксплуатацию.
- Проведение ремонтных работ согласно графика.
- Проведение наземных проверок.
- Проведения летных проверок.
- Переподготовка и повышение квалификации инженерного персонала.
- Проведение мероприятий, направленных на увеличение срока службы оборудования.
- Проведение всех необходимых доработок.
- Метрологическое обеспечение обслуживания и ремонта.
- Проведение мероприятий по пожарной безопасности и охране труда.
Процесс ввода оборудования взлетно-посадочной полосы в эксплуатацию состоит из следующих этапов: проектирование, экспертиза проектной документации соответствующими государственными органами, обеспечение строительной готовности, настройка и монтаж оборудования, проведение приемосдаточных мероприятий.