Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды и методы слияния

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Содержание статьи

Сущность понятия «слияние экономических субъектов»

Определение 1

Слияние – это сделка, в результате осуществления которой из двух или более фирм организовывается одна.

Как правило, основная причина, по которой могут проводиться сделки слияний и поглощений – это максимизация чистого дохода. Важнейший мотив большей части таких сделок – это так называемый синергический эффект, в рамках которого предполагается взаимодополняющее сотрудничество нескольких экономических субъектов, в рамках которого может быть достигнут наилучший результат деятельности и получение наибольшего размера прибыли.

Однако, для заключения сделок слияний и поглощений существуют и прочие мотивы. Например, в качестве мотива можно рассматривать потенциальную возможность получения дополнительных скидок, выгодных условий сотрудничества у поставщиков товаров, услуг вследствие роста величины закупок. Также в рамках сделок слияний и поглощений может быть реализована совместная деятельность в области инновационных разработок, которые требуют объединения не только финансовых, но и интеллектуальных ресурсов. Одним из мотивов слияний и поглощений компаний можно назвать снижение налоговых платежей за счет получения от государства различного рода льгот. Например, компания №1 получает достаточно высокий уровень прибыли, вследствие чего уплачивает достаточно много налогов. В то же время компания №2 получает гораздо меньшую прибыль, но в то же время получает от государства налоговые льготы. Таким образом, купив компанию №2 компания №1 вправе применять налоговые льготы во вновь организованной организации. В отдельных случаях при реорганизации фирмы после банкротства она вправе перенести полученные убытки на прибыль будущих периодов, которая облагается налогом и таким образом снижать налоговую базу. Стоит отметить, что реализовать подобные действия удается не всегда.

На сегодняшний день сделки и слияний компаний могут быть также направлены на улучшение результатов деятельности за счёт наличия у организующихся компаний взаимодополняющих ресурсов. Стоит отметить, что вместе данные фирмы могут быть оценены дороже, чем по отдельности.

Виды и методы слияний

Слияния могут быть проклассифицированы различным образом, так, например, в зависимости от интеграции можно выделить следующие виды слияний:

  • горизонтальные слияния, под которыми понимают объединение фирм одной отрасли, которые производят аналогичные изделия или же производственный процесс которых похож. Основной целью подобных слияний можно назвать желание получать готовые производственные площади, инновационные патенты, лицензии и т.д.
  • вертикальные слияния, под которыми понимают объединение фирм различных отраслей, которые тесно связаны технологическим процессом производства готового продукта, т.е. такие расширения дают возможность одной из компании расширять свою деятельность;
  • родовые слияния, под которыми понимают объединение фирм, которые производят взаимосвязанные товары. Родовые слияния также называют однородными, как правило, реорганизуемые фирмы представляют собой родственные экономические субъекты, но не выпускающие аналогичную продукцию (как в рамках горизонтального слияния) и в то же время не состоящие в отношениях производитель-поставщик (как в рамках вертикального слияния).
  • конгломератные слияния, под которыми понимают объединение фирм различных отраслей, без наличия производственной общности, таким образом, подобные слияния представляют собой слияние компаний одной отрасли с компаниями другой отрасли, которые не являются ни поставщиками, ни покупателями, ни конкурентами;
  • слияния с расширением продуктовой линии, в рамках которых могут быть объединены фирмы, производящие неконкурирующие продукты, имеющие различные каналы реализации, но процессы производства которых похожи.
  • слияния с расширением рынка, т.е. в рамках такого слияния реализовано приобретение дополнительных каналов реализации продукции;
  • чистое конгломератное слияние, в рамках которого не предполагается никакой производственной мощности.

Готовые работы на аналогичную тему

В зависимости от национальной принадлежности фирм, которые участвуют в слиянии, на сегодняшний день выделяют:

  • национальные слияния, которые представляют собой объединение фирм, которые функционируют в рамках одной страны;
  • транснациональные слияния, которые представляют собой объединение фирм, которые функционируют в рамках различных стран.

В зависимости от отношения управленческого персонала фирмы непосредственно к сделке реорганизации можно выделить:

  • дружественные слияния, которые представляют собой слияние, при которых руководство компаний и акционеры компаний поддерживают заключение такой сделки;
  • враждебные слияния, которые представляют собой слияния, при которых руководство компаний и акционеры компаний выступают против заключения такой сделки.

В зависимости от масштабов методы слияния можно выделить:

  • организация корпоративных альянсов, в рамках которых предполагается объединение нескольких фирм, которые сконцентрированы на отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта исключительно в этом направлении, в остальных же видах деятельности компании функционируют самостоятельно/;
  • организация корпораций, в рамках которых объединяются все активы вовлеченных в сделку компаний.

В зависимости от того, какой потенциал в рамках реорганизации объединяется, можно выделить:

  • производственные слияния, т.е. сделки при которых объединяются производственные мощности нескольких фирм для получения максимального синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;
  • чисто финансовые слияния, т.е. сделки при которых объединившиеся фирмы не функционируют как единое целое, при этом не ожидается значительно производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, которая в значительной мере способствует усилению позиций на РЦБ, в финансировании инновационных проектов.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Экономика предприятия» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис