Доходы в экономике
Доходы – это средства, которыми располагает субъект экономики для удовлетворения своих потребностей.
Экономическая деятельность приносит доход домашнему хозяйству, государству или предприятию. Если она не приносит дохода, то не считается экономической. Доходы государства поступают за счет налоговых выплат и таможенных сборов. Также государство может оказывать услуги населению и получать средства в виде денег от внешнеторговых операций.
Доходы организации представляют собой денежные средства, имущество и капитал, которые используются руководством по своему усмотрению. Основным источником доходов предприятия является прибыль. Ее средства идут на погашение задолженностей, воспроизводство, выплату заработной платы и дивидендов вкладчикам.
Домашние хозяйства формируют свой доход за счет заработной платы, стипендий, пенсий, прибыли от бизнеса и других источников доходов, например, рентных платежей с земли, процентов с капитала и так далее. Доходы могут быть законными и незаконными. Первые облагаются налогом и видны государству.
Линейный доход характерен для традиционного бизнеса. Предприниматель получает его периодически, продавая товар или услугу. Валовый доход представляет собой доход от всех операций, проведенных предприятием за период. Личный доход – это вид дохода, который поступает в личное распоряжении конкретного лица. Совокупный доход охватывает приток капитала из всех доступных источников.
Внереализационный доход появляется при участии в долевом деле, проведении операций с валютой и так далее. То есть он не связан непосредственно с формированием выручки.
Предприятие общественного питания
Предприятием общественного питания называют организацию, относящуюся к сфере услуг, которая занимается производством кулинарной продукции, продает ее, тем самым обеспечивая население готовой едой. В зависимости от специфики работы выделяют следующие виды предприятий общественного питания:
- Бары.
- Буфеты.
- Закусочные,
- Кафе.
- Кофейни.
- Рестораны.
- Предприятия быстрого обслуживания и так далее.
Данный тип предприятий обычно располагается в местах массового посещения, чтобы обеспечить спрос на свою продукцию. Общедоступные сети открыты для всех желающих, закрытые сети ограничивают доступ к своей продукции. Помимо отдельных предприятий существуют целые технологические группы, которые управляются одним руководителем. Создание сетей позволяет предприятиям действовать не только в одном населенном пункте, но и выходить за пределы региона размещения. То есть предприниматели могут масштабировать бизнес.
Предприятия общественного питания характеризуются вместимостью и производительностью. Вместимость показывает количество мест в зале, а производительность отражает количество блюд, которые производятся цехами за смену.
Большинство предприятий данной сферы относится к малому бизнесу. Большая часть их приходится на рестораны, которые работают по франшизе. Зачастую в сфере общепита работают мигранты. Например, в Евросоюзе предприятия общественного питания представлены в категории малый и средний бизнес.
В России общепит стал особенно активно развиваться с переходом к рыночной экономике. Сегодня почти во всех крупных городах есть международные сети питания. Российские сети также получают доступ к иностранным рынкам. Каждый регион на карте мира имеет свои традиции и особенности питания, что учитывается в организации предприятий, оказывающих данный тип услуг.
Валовой доход предприятия общественного питания
Валовый доход характеризует финансовый результат работы предприятия. Он состоит из следующих элементов:
- Валовый доход от продажи продукции собственного производства.
- Доход от оказания услуг.
Он может быть абсолютным или относительным. В общественном питании для учета специфики работы данного типа предприятий вычисляют средний уровень валового дохода от реализации, от продажи покупных товаров, и общий уровень дохода предприятия.
Величина дохода зависит от политики ценообразования, то есть от наценки на готовую продукцию. Получается, что ценообразование является основным фактором нормального функционирования предприятия. Цена блюда – это розничная цена. Особенность работы предприятия общественного питания заключается в том, что здесь важно учитывать производство и торговлю. То есть на каждое блюдо создается карточка расходов, по которой считается себестоимость. Далее рассчитывается объем затрат по производству и закладывается наценка. Наценка позволяет получить прибыль от реализации продукции.
При выработке цены учитываются налоги. Например, налог на добавленную стоимость должен быть включен в стоимость блюд. Таким образом, валовой доход предприятия состоит из стоимости сырья, стоимости производственных затрат, косвенных налогов и наценки.
Карточки блюд обычно составляются для всего ассортимента. Это позволяет своевременно вносить коррективы в стоимость блюд при изменении рецептуры. Также это позволяет отслеживать расходы на закупку сырья и вносить поправки в лист закупок. Если предприятие перепродает готовый товар, то в наценке учитывается покупная цена без косвенного налога. Отличительной особенностью сферы общепита является расчет не себестоимости, а цены продажи блюда, так как издержки покрываются за счет наценки.
Факторами, которые определяют уровень цен на готовую продукцию в сфере общепита, являются стоимость продовольственных ресурсов, уровень наценки и его пределы. Наценка выполняет учетно-измерительную, стимулирующую, воспроизводственную и балансирующую функции. Размер наценки может изменяться в зависимости от целей компании.