Особенности работы предприятия
Предприятие – это независимая хозяйственная единица, которая занимается экономической деятельностью с целью регулярного извлечения прибыли.
Производство является основой экономики. Оно состоит из создания, распределения, сбыта и конечного потребления продукции и услуг. Предприятия осуществляет один из этапов или несколько этапов производства. В рыночной экономике предприниматель может самостоятельно определять форму собственности, методы управления доступными ресурсами. Так же он свободно распоряжается полученными средствами, частично вкладывая их в производственный процесс.
Рыночная экономика заставляет предприятия конкурировать между собой за более выгодные условия существования и рынки сбыта. Достижение высоких показателей продаж возможно в случае уникальности предлагаемого товара и его востребованности. Однако, сегодня рынок настолько перенасыщен, что предприятия выбиваются в лидеры за счет эффективного соотнесения доходов и расходов.
Предприятие в экономике выполняет следующие функции:
- Создание и реализация благ, востребованных обществом.
- Организация продажи и поставки продукции покупателям.
- Осуществление послепродажного обслуживания.
- Обеспечение производства материально-технической базой.
- Улучшение качества продукции.
- Соблюдение требований законодательства страны.
Предприятия обеспечивают платежеспособный спрос необходимыми товарами и услугами. Так же они формируют доход государства из налоговых поступлений, которые являются обязательными для уплаты.
Таким образом, предприятие создается для регулярного извлечения прибыли. Его функции определяются его отраслевой принадлежностью, размером, степенью специализации и кооперирования, наличием доступа к социальной инфраструктуре, а также отношениями с местными органами власти.
Структура затрат предприятия
Доходы предприятия определяют его потенциал и способность к развитию на рынке. Определяющим фактором функционирования предприятия являются его затраты. Управление затратами позволяет принимать рациональные решения, осуществлять качественный контроль за исполнением запланированного бюджета. Существуют различные стандарты затрат предприятия для облегчения выработки собственной модели. Но для каждой организации определяется свой свод расходов, зависящий от особенностей ее производственной деятельности.
Производство на предприятии объединят основные и вспомогательные работы, освоение новых технологий и видов продукции, расширение ассортимента, внедрение инноваций. Сам процесс производства состоит из множества элементов и последовательных технологических цепочек, обеспечивающих получение готовой продукции. В самом общем виде классификация затрат включает в себя:
- Расходы.
- Статьи калькуляции.
Состав затрат состоит из одноэлементных, комплексных затрат. Так же их разделяют на основные, накладные, прямые и косвенные. Они могут быть производственными, внепроизводственными, постоянными и переменными. Чаще всего затраты группируются для расчета себестоимости продукции, так как этот показатель определяет множество других показателей работы системы. Выделяют постоянные затраты, которые предприятием уплачиваются регулярно. К переменным затратам относят траты на сырье и материалы, полуфабрикаты. Сюда же относят общепроизводственные и коммерческие расходы.
Обычно постоянные затраты не включаются в оценку готовой продукции. Так же они не учитываются в незавершенном производстве. Затраты могут быть регулируемыми, то есть распределенными по центрам ответственности. Практически все затраты на предприятии управляемы, но не все они доступны управлению на низших уровнях менеджмента.
Управление затратами на предприятии
Управление затратами предприятия представляет собой процесс обеспечения рационального использования имеющихся ресурсов и факторов производства.
Оно подразумевает формирование затрат по видам, а также по местам возникновения. Как правило, на предприятии осуществляется контроль над расходами с целью их дальнейшей оптимизации или уменьшения. Управление затратами влияет на эффективность работы всего предприятия, уровень его доходов, способность к долгосрочному присутствию на рынке.
К целям управления затратами относят следующие элементы:
- Минимизация расходов.
- Обеспечение приемлемого уровня себестоимости.
- Уменьшение себестоимости.
Управление затратами преследует задачи по повышению экономических результатов, определению затрат в зависимости от жизненного цикла продукции. Расчет затрат проводится по операционным сегментам, подразделениям производства. Часто затраты рассчитывают на единицу продукции, что необходимо для понимания рентабельности.
Управление затратами состоит из этапов планирования, организации, регулирования и контроля. Частью управления являются учет и анализ затрат, их структуры. Это необходимо для выявления резервов, с помощью которых объем затрат может быть уменьшен.
Управление затратами подразумевает следование определенным принципам. Наиболее значимыми из них являются системный подход, единство используемых методов. Управление осуществляется на всех этапах жизненного цикла товара. Снижение затрат на фоне роста качества формирует конкурентные преимущества предприятия. Как правило, излишние затраты не допускаются. Для этого внедряются методы рационального использования имеющихся ресурсов, а также проводится работа с информационным обеспечением. Доступность и прозрачность информации предприятия позволяет своевременно выявлять дополнительные расходы и их причины.
Таким образом, управление затратами на предприятии является одной из задач менеджмента. Оно позволяет снизить расходы, за счет чего высвобождаются средства для достижения более высоких результатов продаж, а значит, увеличения выручки.