Предприятие в экономике
Предприятие – это независимая хозяйственная единица, которая создается для регулярного извлечения прибыли.
Экономика опирается на производственный процесс, преимущественно осуществляемый в реальном секторе. Здесь происходит создание и сбыт готовой продукции. Главным условием деятельности в данном секторе является востребованность производимого товара или услуг, в противном случае деятельность предприятия будет убыточной и приведет к банкротству.
Рыночная экономика признает разнообразие форм собственности и организации бизнеса. Предприниматели могут свободно распоряжаться полученным доходом после уплаты налогов. Стоит отметить, что предприятия приносят в государственную казну наибольший доход, при этом они обеспечивают потребности населения. То есть роль предприятий в экономике страны весьма значительна.
Выделяют крупные, средние и малые предприятия. Крупные могут действовать в регионе, на национальном уровне и выходит на международные рынки. Средние и малые предприятия являются базой для развития рыночной экономики. Они быстрее всего реагируют на изменения спроса, подстраиваются под него. Между предприятиями действует конкуренция, так как небольшим фирмам сложно производить принципиально новую продукцию. Конкуренция способствует улучшению сервиса, качества товара и установлению равновесной цены, которая устроит и продавцов, и покупателей.
Предприятие выполняет значимые экономические функции. Оно должно учитывать наличие соперничества на рынке. Сегодня конкурентоспособность достигается за счет сокращения расходов и увеличения доходов предприятия. Для этого используются различные методы управления и оптимизации использования доступных факторов производства.
Управление объемом производства предприятия
Объем производства – это один из показателей деятельности предприятия. Это количественная величина, показывающая сколько продукции может создать фирма за определенный период. Объем производства влияет на выручку. Он связан с производительностью труда и размером добавленной стоимости.
Объем производства рассчитывается как произведение количества изделий на заранее установленную цену товаров. Таким образом можно вычислить объем производства на предприятии в отчетном и базовом периоде. Далее можно выявить абсолютное изменение объема и его относительную величину.
В некоторых случаях может понадобиться расчет объема производства товаров по каждому изделию. Обычно он измеряется в процентах или долях от общего объема производства. Эти данные необходимы для формирования представления о влиянии тех или иных товарных групп на результат деятельности предприятия.
Объем производства оценивается с двух сторон:
- через ассортимент, качество, номенклатуру продукции.
- через стоимость валового, товарного и реализованного блага.
Основной величиной является реализованный продукт. Он показывает выручку или цену, которую уплатил покупатель. Объем валового продукта представляет собой совокупность продукта за период. В нем объединены позиции товарного продукта, стоимость увеличении или уменьшения количества благ в зависимости от участия в производстве полуфабрикатов.
Измерение объема производства происходит с помощью трудовых показателей, таких как фонд оплаты труда и премии рабочих. Расчет может опираться на валовый продукт и материальные блага, которые были использованы в производственной деятельности. Использование этих данных дает более точный результат приближенный к реальному положению дел.
Повышение конкурентоспособности предприятия через управление объемом производства
Конкурентоспособность предприятия определяется его способностью минимизировать расходы и увеличивать доходы. Расходы снижаются за счет оптимизации, более эффективного использования ресурсов, повышения рентабельности, внедрения инноваций и других методов. Доход увеличивается за счет масштабирования или расширения каналов сбыта. То есть увеличение выручки ведет к увеличению дохода.
Рыночная модель хозяйствования, присущая для сектора массового производства, действует по определенным законам. Чем больше предложение, тем ниже цена и тем выше спрос на товар. Если спрос растет, то растет цена. Если спрос снижается, то цены растут. При росте цен ниша становится более привлекательной для производителей, компаний становится больше, предложение растет, цена снижается. В результате в какой-то момент бизнес становится невыгодным.
Таким образом, действуя в условиях конкуренции, предприятие не может поднимать цену так высоко, как ему выгодно. Покупатели могут легко уйти к конкурентам. Поэтому предпринимателю приходится искать другие методы работы. Расширение производства и масштабирование бизнеса позволяет снизить затраты на единицу продукции. Фирма сможет увеличить выручку и снизить расходы на производство товаров. Однако, насыщение рынка продукцией может привести к снижению ее стоимости, как это видно из законов рынка. В результате, если фирма не обладает достаточными ресурсами и устойчивостью, она может стать убыточной и разориться.
Конкурентные отношения фирмы в данном случае могут базироваться на микроконкретных видах продукции, кооперации с другими предприятиями и участии в межотраслевых комплексах. Сегодня производство становится все более сложным и длительным. Кооперация стала одним из способов распределения расходов и увеличения доходов предприятий участников объединения.
Помимо масштабирования и кооперации увеличение объема выпуска может обеспечиваться за счет маркетинговой политики, когда специалисты создают повышенный спрос на товар с помощью определенных технологий воздействия на покупателей. Увеличения объема выпуска при сохранении приемлемого уровня расходов возможно при модернизации или замене имеющихся производственных мощностей. Автоматизация процессов снижает расходы, хотя на первоначальном этапе требует привлечения инвестиций.