Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Управление дебиторской задолженностью на предприятии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Управление дебиторской задолженностью на предприятии
Содержание статьи

Роль предприятия в экономике

Определение 1

Предприятие – это субъект хозяйствования, осуществляющий независимую экономическую деятельность с целью получения прибыли.

Предприятие использует факторы производства и свое имущество для того, чтобы производить и/или продавать готовую продукцию или услуги. Основная задача предприятия заключается в формировании прибавочной стоимости, сохранении платежеспособности и экономической целостности.

В настоящее время большинство национальных экономик придерживается рыночной модели отношений. Предприятие выступает в роли основного звена экономики, так как обеспечивает потребности населения и государства. Оно производит товары и услуги, в которых нуждается общество. При этом предприятие выплачивает существенные налоги в пользу государственного бюджета, тем самым обеспечивая формирование государственных финансовых фондов. Рыночные отношения создают условия конкурентной борьбы между предприятиями. Они борются за факторы производства, рынки сбыта, возможность минимизировать затраты.

Предприятие распоряжается собственным имуществом для получения коммерческого или иного результата. К имуществу предприятия относят:

  • Землю
  • Сооружения, здания, различные постройки, пути, дороги.
  • Находящееся на балансе оборудование и инвентарь.
  • Готовую продукцию.
  • Сырье и полуфабрикаты.
  • Права и обязательства.
  • Интеллектуальную собственность.
  • Средства, находящиеся на счетах предприятия и в виде наличности.

Предприятия классифицируются по форме собственности, отраслевой принадлежности, организационной форме, размеру, ресурсам, местоположению и так далее. Они могут быть крупными, средними и малыми в зависимости от количества наемных сотрудников.

Понятие дебиторской задолженности

Дебитором называется контрагент, который на определенный момент времени является должником, то есть, на рассматриваемый период он имеет определенные обязательства по уплате средств другому лицу.

Задолженность в данном случае выражает сумму, которую дебитор должен кредитору. В качестве дебитора может выступать:

  1. Индивид, взявший деньги в долг.
  2. Сотрудник или владелец доли уставного капитала.
  3. Покупатели, не оплатившие поставку.

Готовые работы на аналогичную тему

Движение дебиторской задолженности отражается на счетах бухгалтерского учета. Изменение данных на счетах является динамичным, так как зависит от работы компании со своими клиентами и контрагентами. Считается, что именно дебиторская задолженность формирует основной доход предприятия. Так же она является источником создания собственного капитала.

Дебиторскую задолженность принято разделять на стандартную и просроченную. Стандартная включает в себя займ или кредит на определенный период. На момент истечения срока займа задолженность становится просроченной. Дебитор в этом случае подвергается штрафу, а также уплате пенни.

Основная задача предприятия снизить вероятность возникновения просрочек по дебиторским задолжностям. Для этого необходимо проводить финансовые и управленческие мероприятия. Они включают в себя своевременный анализ финансовой отчетности, поиск путей эффективного взаимодействия с дебиторами. Это может быть автоматизация процесса, реструктуризация, выбор наиболее надежных контрагентов или клиентов, ориентирование на рекомендации. Так же предприятие может уступать право требования долгов в пользу третьих лиц.

Таким образом, дебиторская задолженность представляет собой долг, правом на который обладает предприятие. Опасность представляет просроченная задолженность, поэтому она требует пристального внимания и изучения. Для того, чтобы снизить вероятность ее возникновения предприятию необходимо выстраивать отношения с контрагентами, осуществлять постоянное взаимодействие.

Управление дебиторской задолженность

Управление задолженностью дебиторов перед предприятием рассматривается в рамках финансового управления. Выполнение данной функции является обязательным для формирования прибыли компании. Менеджмент дебиторской задолженности предполагает решение следующих задач:

  1. Проведение комплексной проверки должника на этапе заключения договора.
  2. Осуществление юридического сопровождения сделок.
  3. Мониторинг и постоянный анализ дебиторской задолженности.
  4. Своевременное взыскание долга.
  5. Выставление претензий дебиторам с задолженностью.
  6. Регулирование хозяйственных отношений с государством.

Функционально управление задолженностью дебиторов предполагает установление целей в финансовой и управленческой деятельности, организации достижения целей. Важным пунктом является мотивация сотрудников на снижение просроченной задолженности. Так же необходимо выполнение контролирующих функций, анализа обратной связи.

Укрепление финансового положения предприятия строится, в том числе, на управлении дебиторской задолженностью. Цель управления заключается в проведении мероприятий по возврату долгов. Такой подход позволяет восполнить дефицит оборотных средств в кратчайшие сроки. На первоначальном этапе взаимодействия с контрагентом или клиентом проводится анализ вероятности взыскания задолженности в случае ее возникновения в будущем.

Аналитическая работа позволяет сформировать карту рисков, используемую для понимания потенциала отношений с дебитором. Далее принимается решение о построении взаимоотношений с контрагентом, либо отказе от сотрудничества.

Управление в данном случае включает в себя этапы планирования, координацию действий, мотивационные мероприятия для сотрудников, осуществление контроля над исполнением управленческих решений.

Замечание 1

Комплекс мероприятий по управлению задолженностью позволяет установить ее лимиты, выбрать и реализовать условия продажи, определить диапазон скидок, ускорить процессы востребования долгов, уменьшить задолженность в финансовом фонде компании, оценить возможные издержки, упущенную выгоду от неиспользованных средств.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика предприятия» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис