Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Управление дебиторской задолженностью и формирование кредитной политики на предприятии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Управление дебиторской задолженностью и формирование кредитной политики на предприятии
Содержание статьи

Понятие дебиторской задолженности

Определение 1

Дебиторская задолженность – это совокупность долгов контрагентов, подрядчиков и покупателей, которые они должны вернуть предприятию.

Согласно МСФО задолженность определяется как сумма средств, которую должны выплатить покупатели продавцу. Задолженность замедляет движение денег, что ведет к росту косвенных потерь предприятия. Она возникает тогда, когда благо уже продано, но платеж по операции купли-продажи еще не поступил. Она является частью оборотных средств вне зависимости от сроков погашения. Ее принято классифицировать по времени просрочки. Выделяют текущую, проблемную, хроническую и безнадежную просрочки. Их длительность варьируется в пределах девяноста дней, далее от трех месяцев до 12 месяцев, 12 месяцев и 36 месяцев и свыше 36 месяцев соответственно.

В зависимости от категории, к которой относится дебиторская задолженность, можно определить вероятность ее возврата. Срок в 90 дней используется в финансовом учете для определения сомнительных долгов. Задолженность признается безнадежной, согласно Гражданскому Кодексу РФ, если платеж по ней не был осуществлен в течение 36 месяцев. Чем больше доля не полученных платежей, тем выше вероятность, что предприятие станет банкротом.

Важным показателем деятельности предприятия является оборачиваемость дебиторской задолженности. Она представляет собой отношение выручки к средней сумме счетов за вычетом резервов на сомнительные позиции. Вычисляется по формуле:

Оборачиваемость = Реализация в кредит / Средняя задолженность дебиторов

Замечание 1

Этот коэффициент характеризует время между отгрузкой и получением оплаты. Чем выше его значение, тем выше ликвидность и платежеспособность компании.

Особенности работы с долгами покупателей

Готовые работы на аналогичную тему

Управление дебиторской задолженностью преследует цели по обеспечению ее приемлемого уровня. Оно позволяет выбрать оптимальные условия продажи, которые обеспечат гарантирование поступление платежей. Кроме того, на основе данных о дебиторской задолженности можно сформировать представление о платежеспособности покупателейи реализовать скидки, надбавки для различных категорий покупателей. Исследование состава задержки платежей помогает выработать мероприятия по ускорению востребования долга, уменьшению бюджетных долгов. Можно так же оценить издержки, которые несет предприятие из-за снижения оборачиваемости средств.

На тактическом уровне работы с дебиторской задолженностью решаются задачи по поддержанию ее оптимального объема, оборачиваемости и качества. Основная нагрузка ложится на сбытовой отдел. Если работа с контрагентами налажена, то появляется реальная возможность восполнить необходимые оборотные средства.

Менеджмент задолженности включает в себя следующие направления:

  1. Планирование. Оно строится на предварительном финансовом расчете и прогнозировании. Чтобы оно было реальным, необходимо выработать стратегию, определить сбытовую политику, выбрать лимиты.
  2. Организация управления. Дебиторская задолженность должна стать объектом пристального внимания отдела продаж. Управление необходимо организовать в виде этапной системы.

Чтобы повысить управляемость задолженностью надо собрать цельную, своевременную и актуальную информацию о каждом контрагенте, проведенных им платежах и их просрочках. Эти сведения легче всего получить из бухгалтерской отчетности. Так же необходимо выработать последовательность действий для контроля над задолженностью. Основная сложность заключается в определении минимально требуемых понятий и элементов, способных максимально точно охарактеризовать текущее состояние задолженности.

Таким образом, управление задолженностью дебиторов состоит из последовательного учета на каждую дату, проведения диагностического анализа состояния причин негативных тенденций. Разрабатывается политика управления, далее она внедряется в работу компании.

Формирование кредитной политики на предприятии

Эффективность кредитной политики предприятия сказывается на росте его доходов. Прибыль растет за счет увеличение объемов продаж, либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. Чтобы найти оптимальную точки кредитования необходимо провести предельный анализ, который сможет установить равновесие между объемам сбыта и сроками оплаты. Либерализация кредитной политики возможна до тех пор, пока это выгодно предприятию.

В промышленной сфере дебиторская задолженность составляет до половины оборотных средств. Накопленная задолженность хранит в себе мощный резерв, с помощью которого можно повысить эффективность бизнеса. Инструментами принятия решений в области кредитной политики могут быть:

  1. Оценка кредитной истории. Она помогает ранжировать покупателей по степени доверия к ним. Для исследования используются данные о периоде работы, периоде существования самого покупателя, объемах накопленной им дебиторской задолженности, а также среднемесячный объем продаж.
  2. Оптимальный срок предоставления кредита. Этот метод применяется для определения период времени, в который может быть проведен платеж покупателем.

Обычно продажами занимаются несколько сотрудников, поэтому между ними требуется согласованность. Увеличение числа наемных сотрудников требует повышения требований к квалификации. Решения по предоставлению скидок и организации системы лояльности должны приниматься людьми, обладающими полной картиной о текущем состоянии дел предприятия. Обычно скидки согласуются с руководителями отдела продаж. Однако, такой подход малоэффективен, так как вызывает временные задержки и может привести к потере покупателя, либо увеличению дебиторской задолженности. Поэтому каждое предприятие должно выработать свои принципы кредитной политики, в рамках которой сотрудники смогут принимать решения о работе с покупателями.

Замечание 2

Таким образом, кредитная политика является одним из инструментов влияния на прибыль компании. С ее помощью соотносятся объем сбыта и объем своевременно поступающих платежей.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика предприятия» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис