Общее представление об инвестиционной деятельности предприятия
Современной экономической среде свойственно постоянное динамичное развитие. В этих условиях хозяйствующим субъектам требуется обеспечивать стабильность собственного функционирования и повышать свою конкурентоспособность на рынке. Средством решения этих задач является осуществление инвестиционной деятельности (инвестирование).
Инвестирование представляет собой осуществление предприятием вложений в различные активы в целях получения дополнительной прибыли, увеличения количества продаж, повышения качества старой продукции и организации выпуска новой продукции.
Для большинства предприятий инвестиции позволяют не только обеспечить простое и расширенное воспроизводство капитала, но и создать новые рабочие места, а это уже имеет государственное значение. У населения повышается покупательная способность, активизируется экономическая деятельность в стране, государственный бюджет получает дополнительный приток налоговых поступлений.
Основным мотивом инвестиционной деятельности предприятия является прирост капитальной стоимости его активов в форме получения чистого дохода. Благодаря этому предприятие как участник рыночных отношений стремится повысить свою капитализацию, то есть рыночную стоимость (ценность). А она, в свою очередь, определяется разницей между собственным капиталом предприятия и его обязательствами, представленными в стоимостной оценке.
Решающими факторами формирования рыночной стоимости предприятия признаются следующие разновидности менеджмента:
- инвестиционный менеджмент – это совершение выбора направлений инвестирования и конкретных типов осуществления инвестиций;
- производственной менеджмент – это использование основного капитала и основных средств предприятия;
- финансовый менеджмент – это выбор источников финансирования и их использование.
Таким образом, инвестиционная деятельность наравне с организацией непосредственного производства продукции и её реализации является одним из главных направлений текущего функционирования предприятия.
Инвестиционная стратегия как основа деятельности предприятия
Долгосрочные цели инвестиционной деятельности предприятия, согласованные с общими направлениями его развития, оформлены в инвестиционной стратегии. В ней изложена инвестиционная идеология, которую придерживается предприятие. Кроме того, в ней фиксируются конкретные инструменты достижения этих целей, которые, согласно рыночной конъюнктуре, являются наиболее эффективными.
Разработка инвестиционной стратегии требует от уполномоченных лиц соответствующую творческую активность, поскольку в данном случае необходимо создать генеральный план деятельности индивидуально для данной коммерческой организации, действующей в данной местности в данный временной период. Это означает необходимость:
- постановки целей и их декомпозицию по задачам;
- определения приоритетных направлений и форм инвестиционной деятельности;
- утверждения способов формирования инвестиционных ресурсов, их структуры и распределения;
- выстраивания взаимоотношений с внешней инвестиционной средой.
Этот стратегический документ позволяет дать объективную оценку инвестиционному потенциалу предприятия и максимально реализовать его с учётом изменяющихся условий внутренней и внешней среды.
Характеристика инвестиционной привлекательности предприятия
Важное значение для хозяйствующей деятельности предприятия имеет понятие его инвестиционной привлекательности. Им обозначают обобщенное представление субъективных оценок потенциальных инвесторов показателей текущего финансово-производственного состояния предприятия с учётом их склонности к риску.
Собственных средств предприятия зачастую оказывается недостаточно для того, чтобы совершить масштабные капитальные вложения в процессы их производства и реализации. В связи с этим им приходится выходить на финансовый рынок с целью привлечения денежных средств со стороны. Потенциальные инвесторы (заёмщики), которые готовы разместить свой свободный капитал, должны быть уверены в том, что он не только будет возвращён, но принесет маржу сверх того. Для этого они оценивают реципиента инвестиций, его надежность, норму возможной доходности, степень риска невозврата вложенных средств.
В связи с этим, предприятия, которые планируют привлечь инвестиции, должны осуществлять мониторинг основных финансовых показателей своей деятельности, обеспечивать прозрачность и эффективность хозяйственной деятельности, заботиться о своём имидже и деловой репутации. Как правило, на основе данных об этих факторах инвесторы принимают решения по финансированию предприятия и его проектов.
Кроме того, привлекательным должно быть не только предприятие, но и сам инвестиционный проект. Доказать его привлекательность должно технико-экономическое обоснование (бизнес-план). Оно представляет собой результат фундаментальной аналитической и исследовательской работы. Его составными частями являются проверки зданий, сооружений, технологий, маркетинговые исследования, расчет финансово-экономических показателей, оценка влияния на окружающую среду.
Таким образом, инвестиции занимают значительное место в деятельности предприятия. Без них труднодостижимым является расширение и обновление его производства. Поэтому инвестиционной деятельностью занимаются уполномоченные сотрудники и структурные подразделения предприятия.