Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Совершенствование системы внутреннего финансового контроля на предприятии

Понятие финансового контроля

Определение 1

Финансовый контроль – это комплекс мероприятий по проверке деятельности субъекта хозяйствования в отношении финансовых средств, управления ими, с применением особых методов и форм.

Он является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности экономического агента. Финансовый контроль включен в функции управления, то есть осуществляется группой уполномоченных лиц, согласно нормам финансового права. В самом общем виде контроль финансов субъекта хозяйствования осуществляет наблюдение, сбор информации, ее анализ и выработку решений для преодоления недостатков, корректировки текущей финансовой активности.

Осуществление финансового контроля невозможно проводить независимо от анализа других составляющих работы предприятия. Его задачи заключаются в обеспечении законности экономического взаимодействия, а также защите интересов собственника имущества. Для того, чтобы проверить законность осуществленных финансовых операций проводятся следующие мероприятия:

  1. Проверка соблюдения дисциплины финансового обращения.
  2. Определение и проверка полномочий лиц, ответственных за управление финансами.
  3. Выявление случаев превышения полномочий.
  4. Анализ запланированных доходов и расходов.
  5. Проверка своевременности и правильности ведения финансовой документации и учета.
  6. Проверка выполнения налоговых обязательств.
  7. Анализ целевого использования средств.
  8. Контроль ценообразования.

На основе вышеперечисленных мероприятий выявляются нарушения, с применением мер ответственности лиц, которые их допустили. При защите интересов собственника субъекта хозяйствования может решаться ряд дополнительных задач. Например, управление и сокращение активов, увеличение кредиторской задолженности, средней заработной платы. Кроме того, финансовый контроль позволяет выявить факт хищения, определить уровень сохранности имущества, оценить эффективность использования хозяйственных ресурсов, проанализировать экономический потенциал предприятия и так далее.

Финансовый контроль на предприятии

«Совершенствование системы внутреннего финансового контроля на предприятии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Предприятие представляет собой независимый субъект хозяйствования, осуществляющий экономическую деятельность с целью получения прибыли. Управление финансами является частью менеджмента предприятия. Оно подразумевает разработку стратегического плана и прогноза использования финансовых средств, поиска финансовых ресурсов, непосредственной реализации финансового плана, а также проведения контролирующих мероприятий, установления обратной связи.

Контроль финансов является одним из элементов управления предприятием. Он включает в себя несколько этапов:

  • Предварительный этап происходит до принятия конечных управленческих решений руководством.
  • Текущий этап сопровождается принятием и реализацией соответствующих решений.
  • Завершающий этап основывается на анализе последствий принятых решений.

Каждый этап содержит в себе комплекс мероприятий. Например, предварительный этап включает в себя подготовку ответственных специалистов в области работы с документами, анализа бизнес-процессов, управления капиталом и так далее. Условием реализации финансового контроля на предприятии является наличие необходимой документальной базы, инфраструктуры документооборота, компетенций у ответственных сотрудников.

На предприятии финансовый контроль представляет собой работу с информацией и документацией. Он строится на сборе, обработке и анализе имеющихся данных. Однако, на финансовое положение могут влиять бизнес-процессы и сотрудники, поэтому они так же подвергаются проверке. Анализ бизнес-процессов предполагает работу с инвестициями, производительностью, финансовой устойчивостью и платежеспособностью. Исследование персонала подразумевает мероприятия по определению компетенции нанятых сотрудников, выявления фактов недобросовестного выполнения своих обязанностей, выработку мотивационных мер и штрафных санкций.

Совершенствование системы внутреннего финансового контроля на предприятии

Основная задача внутреннего контроля на предприятии заключается в обеспечении его платежеспособности и финансовой устойчивости. Для этого могут проводиться различные мероприятия, включающие в себя ежегодные ревизии финансово-хозяйственной деятельности, анализ бухгалтерского баланса, исследования отчета о прибылях и убытках, либо выявлении нарушений иного порядка, сказавшихся на финансовом положении предприятия.

Контроль направлен на оказание помощи руководящему органу с целью пересмотра действующей экономической и финансовой политики предприятия. Проведение контроля эффективнее всего проводить с помощью стороннего специалиста. Так повышается доверие к результату исследования. Ревизор может быть избран из собственных специалистов предприятия, но не должен входить в состав руководящего звена. В его компетенцию входят следующие положения:

  1. Проведение систематической проверки документации финансового и бухгалтерского учета.
  2. Анализ имеющейся документации на правильность и своевременность ее заполнения.
  3. Исследование финансового положения предприятия путем исчисления показателей его платежеспособности, ликвидности, рентабельности, соотношения собственных и заемных средств и так далее.
  4. Осуществление проверки дебиторской и кредиторской задолженности.
  5. Аудиторская проверка обязательных платежей в пользу государственного бюджета, своевременность и полнота платежей.

Для проверки используются данные за один календарный год, либо несколько последних лет, чтобы отследить тенденции.

Оптимизация контроля предполагает работу с сотрудниками. Чтобы избежать различного рода злоупотреблений обязанности можно перераспределять в течение определенного периода времени. Особенно это касается специалистов, непосредственно связанных с финансовым учетом. Изменение рабочего участка бухгалтера позволит минимизировать ошибки, выявить уже имеющиеся нарушения, снизить вероятность злоупотреблений, сформировать возможность более гибкого бухгалтерского учета.

Дата последнего обновления статьи: 29.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot