Предприятие в экономике
Экономические системы бывают различных уровней организации. Они могут возникать при осуществлении деятельности одним субъектом хозяйствования, а также охватывать группы субъектов, образующих множество связей между собой. Макроэкономическое направление науки занимается исследование крупных хозяйственных систем национального, международного и мирового уровней. Оно использует совокупные показатели, для описания процессов и явлений в них. Микроэкономика специализируется на системах, образуемых отдельными субъектами хозяйствования, например, домашними хозяйствами, предприятиями и так далее.
Предприятие представляет собой обособленный хозяйствующий субъект, цель функционирования которого заключается в получении финансовой прибыли. Предприятие представляет собой сложную иерархическую структуру, обладающую внутренней и внешней средой. Кроме того, оно объединяет разрозненные элементы, подсистемы, производственные факторы, придавая им общее направление для получения конкретного результата.
В экономике предприятия играют роль связующего звена между государством и населением. Они формируют ощутимую долю доходов бюджета, путем соблюдения налоговых выплат. Предприятия обеспечивают потребности общества в определенных товарах и услугах. Они являются основой реального сектора экономики, где реализуется процесс общественного воспроизводства, включающий в себя создание, распределение, сбыт и конечное потребление продукции и услуг.
Рыночная модель отношений требует от предприятий поддержания конкурентоспособности для обеспечения выживаемости. Поэтому управление процессами предприятия, анализ факторов внешней и внутренней среды, планирование, прогнозирование, осуществление контроля над исполнением принятых решений становятся важными звеньями обеспечения стратегии существования на рынке. Наиболее конкурентоспособными предприятиями считаются те, которые могут производить благо при меньших затратах, чем их конкуренты. Управление предприятием в таких условиях сводится к повышению эффективности применения имеющихся ресурсов, факторов производства. Для этих целей используется анализ эффективности различных подсистем и элементов работы предприятия, основанный на показателе рентабельности.
Рентабельность в работе предприятия, ее виды
Для оптимизации работы предприятия с целью максимизации прибыли необходимо проводить постоянный мониторинг его показателей, эффективности приложенных усилий и затраченных ресурсов. При анализе предприятия наиболее часто используется показатель рентабельности.
Под рентабельностью понимается экономическая эффективность, влияющая на итоговый доход. С ее помощью можно определить отдачу от использования финансовых, природных, трудовых и экономических ресурсов. При исследовании некоммерческих структур так же применяют показатель рентабельность, но для оценки итоговых показателей их деятельности и эффективности выполненных работ. Для коммерческих организаций определяются количественные параметры. По сути, они отражают коэффициент полезного действия различных элементов предприятия, определяющий соотношение доходов и расходов.
Таким образом, если предприятие на конец отчетного периода получило прибыль, то оно считается рентабельным.
Каждое предприятие обладает своими особенностями и спецификой, а значит, для аналитических целей должна вырабатываться своя система показателей рентабельности. Здесь могут применяться следующие виды рентабельности:
- Рентабельность активов общая, охватывающая внеоборотные и оборотные активы. С помощью этого показателя определяется отдача от финансовых вложений на каждый рубль прибыли. Для расчетов применяются данные о прибыли до вычета налогов, стоимость всех активов за период. То есть, рентабельность активов рассчитывается, как отношение прибыли до налогов ко всем активам предприятия.
- Соотношение выручки от продажи готовых благ к расходам, произведенным для их создания и сбыта, называется рентабельностью выпущенной продукции. Этот показатель позволяет оценить выгоду от выпуска конкретного вида товаров или услуг.
- Производственная рентабельность дает понимание целесообразности ведения бизнеса в целом. Здесь сопоставляются общие производственные затраты и итоговая прибыль после налоговых выплат. Если баланс затрат и прибыли положителен, то производство рентабельно. Для того, чтобы повысить показатель рентабельности, руководство стремится к снижению производственных затрат при увеличении качества продукции.
Система показателей рентабельности
Для целей анализа эффективности работы предприятия могут использоваться как общепринятые показатели рентабельности, так и частные, применяемые для оценки специфических особенностей работы предприятия.
В практической деятельности экономических отделов предприятий могут применяться следующие показатели эффективности:
- Отдача от собственных, приобретенных активов предприятия, таких как кредиты, дебиторская задолженность рассчитывается по формуле:
- Прибыльность активов = Прибыль/Стоимость активов за период*100%
- Производственные фонды подвержены износу, который постепенно относится на стоимость выпускаемой продукции. Их рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к стоимости всех основных фондов предприятия умноженное на сто процентов.
- Эффективность использования собственных средств предприятия рассчитывается соотношением чистой прибыли и уставным капиталом предприятия. Формула вычисления выглядит следующим образом:
- Прибыльность капитала = Прибыль / Капитал • 100%
- Не менее важным показателем становится разница между активами и пассивами предприятия. Она показывает удельный вес заемных средств.
- Коэффициент ROI показывает отдачу от инвестиций. То есть, он позволяет оценить эффективность изначальных вложений в бизнес. Минусом данного показателя является исключение оперативных изменений в деятельности компании, которые так же могут сказываться на движении финансовых средств.
Существует множество коэффициентов рентабельности, способных определить прибыльность различных объектов хозяйственной деятельности предприятия. С их помощью проводится анализ работы, а также предпринимаются шаги по оптимизации различных хозяйственных процессов.