Общие сведения о реинжиниринге на предприятии
Реинжиниринг - это метод коренного преобразования хозяйственной деятельности предприятия, в ходе которого осуществляется фундаментальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов, что позволяет обеспечить резкое улучшение основных показателей деятельности (выручка, доля на рынке, капитализация, качество продукция).
Современные условия экономической действительности характеризуются тем, что всё чаще происходят существенные изменения (в научно-техническом развитии, в предпочтениях покупателей, в политической обстановке, в законодательной сфере). Поэтому предприятия, которые намерены держаться на плаву в течение достаточно долгого времени, должны также изменяться, подстраиваясь под эти нововведения.
Реинжиниринг на предприятии является одним из направлений инжиниринга. Под последним понимают совокупность приемов, способов и методов, которые используются предприятиями для проектирования хозяйственной деятельности и организационной структуры, отвечающих требованиям по соответствию основным целям и задачам.
Теория реинжиниринга возникла на Западе в 1980-е годы. Её основоположниками считаются Майкл Хаммер и Джеймс Чампи, которые являются авторами книги «Реинжиниринг корпорации: манифест для революции в бизнесе». Они обосновали необходимость реинжиниринга глобализацией мировой экономики, укрупнением предприятий и увеличением масштабов их деятельности, а также интенсивным развитием информационных технологий.
Сущность и содержание реинжиниринга бизнес-процессов на предприятии
За последние десятилетия теория реинжиниринга хозяйственной деятельности предприятия обросла большим количеством теоретических моделей и концепций. Они в настоящее время используются как основа для разработки новых инструментов, организационных, управленческих структур и внедрения в повседневную деятельность предприятия.
К настоящему моменту определился следующий перечень характерных черт реинжиниринга:
- реинжиниринг предполагает отказ от устаревших подходов к ведению бизнеса и начало хозяйственной деятельности «с чистого листа», благодаря чему будут преодолены сложившиеся и негативно действующие правила делового процесса;
- к действующим на предприятии процедурам, системам и структурам рекомендуется относится с пренебрежением, что позволит проще воплотить в жизнь радикальные изменения бизнес-процессов;
- по окончанию реализации реинжиниринга осуществляется существенное изменение основных показателей хозяйственной деятельности предприятия.
Главную роль в реализации реинжиниринга на предприятии играет один из его топ-менеджеров, который назначен лидером проекта реинжиниринга. На него возложены обязанности по организационному обеспечению реинжиниринговой деятельности, идеологическому сопровождению её осуществления, формированию из персонала предприятия команды, в которой бы поддерживался общий дух новаторства, энтузиазма и ответственности.
Лидер проекта реинжиниринга вместе с высшим руководством предприятия и другими ответственными менеджерами формирует управляющий комитет. В его полномочия входит мониторинг, определение и уточнение целей и стратегии реинжиниринга, согласование интересов различных субъектов и решение (в случае возникновения) конфликтных ситуаций.
Непосредственную работу по реинжинирингу конкретного бизнес-процесса на предприятии осуществляет рабочая команда реинжиниринга, которая состоит из его сотрудников (администраторы, документоведы, методисты и т.д.), а также из внешних участников (консультанты, разработчики). Эту группу формирует и её деятельностью руководит, так называемый, менеджер процесса – один из руководителей, на которого возложена обязанность по обновлению отдельного делового процесса.
В основе процесса реинжиниринга лежат два понятия - «будущий образ предприятия» и «модель бизнеса». Будущий образ предприятия упрощено отражает главные черты предприятия, но при этом не учитывает второстепенные детали. Моделью бизнеса называют представление основных бизнес-процессов предприятия, которые рассматриваются во взаимодействии с деловой средой.
Как правило, перед тем, как запустить на предприятии процесс реинжиниринга, его представляют в виде нескольких этапов, которые осуществляются последовательно, друг за другом:
- формирование будущего (желаемого) образа предприятия, в том числе, определение основных ориентиров его стратегического развития и способов их осуществления;
- создание текущей модели бизнеса предприятия посредством воссоздания системы его действий, их детальное описание и документация;
- разработка новой модели бизнеса посредством перепроектирования существующих бизнес-процессов, формирования новых функций персонала, создания обеспечивающих информационных систем и предварительного применения новой модели бизнеса в ограниченном масштабе (её тестирования);
- внедрение новой модели бизнеса в хозяйственную деятельность предприятия.
Итоговым результатом реинжиниринга на предприятии должно быть значительное усиление его способности реагировать на изменение предпочтений и требований целевой группы потребителей при существенном снижении всех видов затрат.