Понятие корпорации
Корпорация – это независимое юридическое лицо, которое осуществляет хозяйственную деятельность, не подчиняясь иным институциональным единицам.
Институциональные субъекты могут становиться акционерами корпорации. Все данные о корпорации отражаются в регистре, отражающим общие данные о юридических лицах, работающих на территории страны. Как правило, это большие компании, имеющие свои представительства в разных регионах или даже странах. У нее имеется центр, расположенный в той стране, в которой ее владельцы являются резидентами.
Как и любой другой субъект хозяйствования корпорация преследует коммерческий интерес при реализации готовой продукции или услуг. На нее воздействуют рыночные изменения, конкуренция. Она подотчетна государству, и является налогоплательщиком. Платежи проводятся в пользу государства той страны, в которой размещен головной офис корпорации. То есть, платежи проводятся по национальной принадлежности производственной деятельности, активов и доходов.
Владение собственностью корпорации осуществляется совместно ее акционерами. Доход распределяется в виде дивидендов за отчетный период. Размер дивидендов определяется управляющими предприятием. Распределение дохода проводится в долях, соответствующих стоимости и количеству акций, находящихся во владении каждого акционера. Корпорация для решения своих финансовых проблем может использовать различные виды фондовых инструментов, в том числе различные формы акций. В случае объявления корпорации банкротом, акционеры не отвечают по ее обязательствам. Если принято решение о ликвидации корпорации, то каждый акционер имеет право на часть распродаваемого имущества.
Контролирующую функцию в корпорации выполняет совет директоров. Он не только отслеживает выполнение управленческих решений и достижение стратегических целей, но и влияет на политику компании, назначает ключевых менеджеров.
Финансы корпорации
Финансы корпорации являются экономической категорией. Она включает в себя совокупность экономических, распределительных, денежных отношений, в которые вступает корпорация при формировании капитала, управлении доходами и расходами, создании фондов финансовых ресурсов и накоплений. Корпоративные финансы принято делить на два больших направления:
- Фонды финансовых ресурсов. Они постоянно находятся в движении, сопровождая производственные процессы. Источниками их формирования являются собственные и приравненные к ним средства, ассигнования, мобилизуемые на финансовом рынке средства, а также различные виды поступлений от страховых компаний, отраслевых структур, паевые взносы и так далее.
- Финансовый поток, который участвует в реализации функций финансов компании.
К функциям финансов корпорации относят регулирование денежных потоков, формирование капитала, эффективное его использование. Управление финансами позволяет достигать хозяйственных задач, удовлетворять интересы владельцев бизнеса и акционеров, создавать условия для получения более высоких результатов в будущем. Кроме того, управление финансами позволяет выстроить сложную систему их использования для увеличения денежных доходов путем использования фондов оплаты труда, выручки, кредитных средств и так далее.
В корпорациях финансы, как правило, четкое ориентированы на определенный вид деятельности. Их распределение происходит согласно принципам, связанным с особенностями производственно-хозяйственной деятельности, а также необходимости достигать определенного финансового положения, например, самоокупаемости, создания финансовых резервов. Финансы так же могут применяться для санкций и стимулирования.
Корпорации являются крупнейшими налогоплательщиками в стране, поэтому оптимизация налогового бремени представляет собой одну из приоритетных задач управления их финансами. Финансовая эффективность компании во многом зависит от минимизации ее задолженностей.
Прогнозирование и планирование денежных потоков корпорации
Действуя в условиях рыночной экономики, корпорации реализуют хозяйственные и финансовые цели. Первые определяют экономическое положение, которое хочет достичь компания на рынке. Финансовые цели предполагают измерение результатов в денежном эквиваленте. Сюда относят:
- Объем продаж.
- Управление себестоимостью продукции.
- Прибыль.
- Рентабельность.
- Платежеспособность.
- Финансовую устойчивость.
Планирование финансовых целей включают в себя обозначение максимально возможной прибыли при действующих факторах, к которым относят время, риски. Планирование так же позволяет избежать ошибки при наращивании объема продаж. Многие корпорации увеличивают выручку, забывая об управлении прибыльностью, что ведет к кассовым разрывам и снижению платежеспособности.
Прогнозирование финансовой деятельности чаще всего связано с учетом доходов на акцию. Корпорация несет финансовую ответственность перед своими акционерами, поэтому прогнозирование позволяет спланировать хозяйственную деятельность таким образом, чтобы иметь возможность выполнить свои обязательства перед владельцами активов в конце отчетного периода. Планирование предполагает управление всей цепочкой финансовой деятельности компании от поиска финансовых ресурсов для распределения дивидендов. Возникает проблема разрыва интересов между владельцами компании, исполнительными директорами, сотрудниками в части управления ее финансами.
Учет интересов всех субъектов отношений внутри корпорации, а также с ее контрагентами позволяет выстроить гибкую финансовую систему, способную не только удовлетворять потребности заинтересованных субъектов, но и осуществлять достижение хозяйственных и коммерческих целей. Для этого осуществляется оперативное, аналитическое управления. Анализ бухгалтерских данных становится источником информации для разработки финансового прогноза и плана. Организационная структура финансового подразделения корпорации должна удовлетворять потребностям компании.