Сущность жизненного цикла организации
Жизненный цикл организации – это стадии развития предприятия, через которые оно проходит за все время своего существования.
Концепция жизненного цикла организации рассматривается в рамках менеджмента. Он включает в себя следующие стадии:
- Зарождение и становление. Фирма создается и выходит на рынок, являясь на нем новичком.
- Рост характеризует заполнение компанией выбранного сегмента на рынке.
- Зрелось описывает положение, при котором фирма стремится удержаться на рынке, получая доход от выбранного сегмента.
- Старость. В этот период компания постепенно теряет свою позицию на рынке, не выдерживает конкуренции с новичками.
Зарождение фирмы начинается с идей, выдвигаемых индивидами, обладающими предпринимательскими навыками. Не каждый человек наделен необходимыми психологическими и интеллектуальными способностями для этого. Считается, что появление предпринимателей в обществе является спонтанным. Чтобы занять положение на рынке предприниматель ищет партнеров для сотрудничества – поставщиков, сбытовые организации, потребителей. Длительность существования предприятия зависит от множества факторов. Сюда можно отнести организацию производственной деятельности, отлаженность внутренних технических и технологических процессов, финансовую независимость, поддержание конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Стоит отметить, что длительная устойчивость предприятия должна обеспечиваться посильным участием всех вовлеченных в ее деятельность лиц. Укрепившись на рынке, предприятие переходит к быстрой фазе роста, когда растут все его показатели. В этот период выстраиваются лояльные отношения с покупателями в расчете на долгосрочное сотрудничество. Далее фирма стремится к стабилизации и укреплению своего положения на рынке. Она получает стабильную прибыль, но находится в постоянном поиске новых идей и инвестиции для удержания позиции. В этот период компания может занять лидирующее положение на рынке.
Если предприятие в силу различных причин теряет свою конкурентоспособность, это приводит его к фазе старения.
Признаки старения организации
Старение еще называют периодом упадка. В это время происходит замедление структурных изменений и роста. Предприниматели могут придерживаться политики диверсификации рынков, продукции, исследовать новые потребности и подстраиваться под них. Спад характеризуется постепенным сокращением объема сбыта, уменьшением прибыли. Наступает стадия старения. Ее основными характеристиками являются:
- Высокая текучесть кадров.
- Нарастание внутренних конфликтов.
- Централизация.
Предприятие вступает в противоречие с текущей конъюнктурой рынка. Перекос внутренней и внешней информации приводит к непониманию трендов. Базовое представление о положении компании не соответствует реальности, что ведет к неэффективности стратегии и тактики. Накапливается дезинформация, что ведет к разрыву в формировании знания. Разрозненные данные никак не структурируются для того, чтобы выработать новую стратегию поведения.
Переход организации от стадии к стадии связан с накоплением определенных организационных проблем. В этот период важно проанализировать природу существующих проблем. Правильность аналитического исследования позволит принять эффективные управленческие решения, в противном случае наступит фаза спада и старения.
Период старения еще не означает окончания функционирования предприятия. Цель руководства в этот период – сохранение уже имеющихся результатов. Важно выстроить доверительные отношения с персоналом, мотивировать его оставаться в компании различными методами, например, участием в прибыли.
Особенности управления стареющими организациями
Очевидным способом прогнозирования старения предприятия является анализ финансовой отчетности. Однако, финансы показывают уже сформировавшиеся проблемы, которые могут накапливаться еще с периода юности. Чтобы вовремя отследить накапливающиеся проблемы, необходимо анализировать социальные отношения, диспропорции в организационной культуре. Лучше всего использовать экспертную оценку, так как вовлеченный в социальный процесс руководитель не сможет провести независимое исследование.
Сигналами к принятию действий по регулированию работы предприятия могут стать:
- Игнорирование реальности.
- Необоснованное завышение цен.
- Покупка других компаний.
- Предприятие само может стать объектом поглощения.
- Ожидание, что внешние факторы изменятся.
- Неготовность к изменениям.
- Внутренняя напряженность среди сотрудников.
- Склонность к формализации всех процессов.
Когда компания начинает стареть, управление придерживает решений в рамках антикризисной политики. Антикризисные меры могут применяться даже тогда, когда в судебном порядке было принято решение о банкротстве предприятия. В начальной стадии банкротства назначается временный управляющий, который принимает меры сохранности имущества, проводит анализ финансового состояния, определяет признаки искусственного банкротства. В это период могут проводиться мероприятия по финансовому оздоровлению компании. Если процедура банкротства началась, то выравнивание финансового положения проводится с участием кредиторов. Управляющий не может принимать решения без их согласия. В случае неудовлетворенности кредиторов проводимой политикой судом может вводится мера внешнего управления.
Еще до этапа банкротства могут проводиться мероприятия антикризисного менеджмента. Они направлены на отслеживание финансового и экономического положения компании, разработки норм и принципов формирования целостной и прозрачной информации. Так же вносятся изменения в маркетинговую, кадровую политику, в управление себестоимостью и расходами предприятия. Особое внимание уделяется дебиторской задолженности и управлению отношений с контрагентами. Это необходимо для извлечения собственных финансовых доходов для поддерживания жизнедеятельность предприятия.