Проектная компания – это специально созданная организация, которая предусматривает временное объединение усилий специалистов разной направленности для достижения в строго определенные сроки и при использовании предоставленного объема ресурсов поставленной цели.
Понятие и сущность проектных компаний
В современной экономике широкое распространение получила проектная форма корпоративного объединения людей и ресурсов для выполнения совместной деятельности. Речь идет про, так называемые, проектные компании (проектные организации).
Создание и функционирование проектных компаний, в первую очередь, направлено на реализацию конкретного проекта. Под проектом принято понимать совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые осуществляются с помощью ограниченного объема ресурсов (прежде всего, трудовых и финансовых) для получения в заранее определенные сроки конкретных (нередко, уникальных) результатов.
Чаще всего проектные компании создаются для того, чтобы реализовать строительный проект, т.е. проект по возведению или реконструкции зданий и т.п. Проектные компании подобного рода занимаются разработкой проектной документации, которая должна соответствовать нормам действующего законодательства и технических условий, а также учитывать погодные, геодезические, топографические условия региона строительства.
На данный момент можно говорить о существовании нескольких типов проектных компаний:
- Отраслевые проектные организации, которые напрямую работают с заказчиком;
- Проектные институты, которые действуют в качестве субпроектировщиков и занимаются проектированием строительной части объекта;
- Проектные организации, которые осуществляют проектирование прокладывания магистральных коммуникаций;
- Территориальные проектные организации, которые занимаются проектированием жилых домов и зданий социально-культурного значения;
- Крупные проектно-строительные организации, которые задействуются на всех этапах реализации строительного объекта: от идеи до введения здания в эксплуатацию.
Конкурентоспособность проектной компании
Проектные компании являются коммерческими организациями, поэтому они, в первую очередь, нацелены на получение прибыли в результате выполнения проектных работ. В рыночных условиях в экономике функционирует несколько проектных компаний, конкурирующих друг с другом за внимание клиентов. Поэтому в отношении проектных компаний справедливо использование понятие конкурентоспособности.
Конкурентоспособность представляет собой относительную характеристику организации, которая выражает степень ее отличия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей заказчиков. Конкурентоспособность проектной компании определяется с той целью, что получаемая выручка должна быть достаточной, чтобы не только покрывать текущие издержки, но и финансировать научно-техническое совершенствование, стимулирование работников, повышение их квалификации.
Конкурентоспособность проектной компании может быть охарактеризована в результате отдельного и подробного рассмотрения следующих направлений ее деятельности:
- Экономический потенциал и эффективность деятельности (основной капитал, собственный и заемный капитал, доля на рынке, объем продаж);
- Производственный и сбытовой потенциал (производственные и сбытовые мощности, наличие сырьевой базы);
- Научно-исследовательский потенциал (ежегодные расходы на научные исследования, число исследовательских центров);
- Финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность).
Способы повышения конкурентоспособности проектной компании
Повышение эффективности экономической деятельности проектной компании может быть осуществлено посредством повышения ее конкурентоспособности. В сфере проектной деятельности сформировались следующие стратегии управления конкурентоспособностью проектных компаний:
- Виолентная (силовая) стратегия – заключается в организации деятельности на всем рынке, т.е. компания выполняет проектные работы по всем направлениям и любой сложности;
- Патиентная (нишевая) стратегия – заключается в создании уникальных проектов, как правило, по одному направлению;
- Комутантная (соединительная) стратегия – заключается в подражании другим компаниям и проектам, т.е. в создании небольших проектов на основе аналогов;
- Эксплерентная (пионерская) стратегия – заключается в создании инноваций в проектной сфере.
Для того чтобы грамотно распланировать и успешно осуществить повышение конкурентоспособности, проектной компании необходимо по возможно проработать все факторы конкурентоспособности. Традиционно выделяют кадровые факторы (квалификация и обучаемость персонала компании), управленческие факторы (квалификация менеджеров компании, гибкость системы управления), производственные факторы (оснащенность рабочих мест, современное программное обеспечение), имидж (рейтинг компании), финансово-экономические факторы (рентабельность, доля рынка).
Следовательно, для повышения конкурентоспособности любой проектной компании рекомендуется принять следующие меры:
- Улучшить условия труда, оснащенность рабочих мест, рекламную политику;
- Создать конкурентное преимущество и дополнительные направления проектирования;
- Сформировать систему стимулирования труда, устойчивую связь с заказчиком, имидж;
- Повысить производительность труда, квалификацию рабочих и руководителей;
- Сократить потери рабочего времени.
Таким образом, повышение конкурентоспособности через создание конкурентных преимуществ является залогом успешной деятельности проектных компаний на рынке и, как следствие, приводит к оптимизации всей отрасли экономики.