Жизненный цикл фирмы
Жизненный цикл фирмы – это комплекс преобразований, через которые проходит предприятие за весь период своего существования.
Выделяют следующие этапы такого цикла:
- Рождение.
- Юность.
- Зрелость.
- Старение.
- Возрождение.
Сегодня в практике используется две модели жизненного цикла. Их предложили Адизес и Грейнер. Сущность моделей заключается в последовательности этапов, сменяющих друг друга, каждый из которых имеет свои особенности.
Ларри Гейнер рассматривал свою модель с точки зрения пяти этапов роста. Каждый из них как бы вытекает из предыдущего, и становится причиной следующего. Первая стадия связана с ростом через применение креативного подхода. Вторая стадия – обеспечение роста через прямые руководящие решения. Дальше рост осуществляется за счет делегирования полномочий. Четвертый этап связан с ростом через координацию, а пятая стадия с ростом через сотрудничество.
Ицхак Адизес рассматривал жизненный цикл предприятия, как циклическое явление. Он выделял десять этапов в определенной последовательности и закономерности. Выхаживание, младенчество, детство, юность, расцвет, стабилизация, аристократизм, ранняя бюрократизация, поздняя бюрократизация, смерть. Практическое применение этой модели формирует возможность для составления прогнозов, а также учета возможных рисков. Это дает возможность повысить эффективность управления.
Жизненный цикл предприятия представляет собой концепцию, которая помогает проанализировать текущее и будущее положение фирмы. С ее помощью можно изучить достижения, трудности, риски, непреодолимые барьеры. На основе полученной информации вносятся коррективы в тактические задачи и стратегическое планирование, то есть, происходит оптимизация работы предприятия в соответствии с текущим этапом его развития.
Эффект масштаба
Рыночная экономика создает конкуренцию между субъектами хозяйствования. При сегодняшней насыщенности потребительского рынка конкурентными преимуществами обладает та компания, которая способна минимизировать издержки при текущих доходах.
Эффект от масштаба выражается в изменении стоимости единицы продукции в зависимости от масштаба производства. При этом, снижение расходов на создание одной единицы продукции называется экономией на масштабе.
Такая стратегия доступна практически для любых предприятий, которые стремятся к увеличению объема производства. Среди наиболее распространенных методов достижения масштаба являются:
- Получение оптовых скидок при совершении закупок.
- Повышение эффективности управления через наем специализированных менеджеров.
- Получение кредитов на более выгодных условиях.
- Инвестиции в маркетинг и продвижение с целью увеличения ассортимента продукции.
Применение вышеперечисленных инструментов или одного из них ведет к снижению долгосрочных затрат. Происходит смещение краткосрочных средних затрат. Создание крупного производства характеризуется возможностью массового выпуска, доступностью инноваций. Кроме того, масштаб позволяет сформировать устойчивость и прочность позиций компании на рынке. Крупные предприятия могут минимизировать расходы на оплату труда.
На первом этапе предприятие, установив приоритетное направление производства, она начинает пропорционально увеличивать объем потребления необходимых в работе ресурсов. Для расчетов используется функция зависимости производства от объема выпуска и ресурсов. При увеличении потребления факторов производства произойдет изменение объема выпуска. Здесь разделяют положительный, отрицательный и нейтральный или постоянные эффект масштаба производства.
Положительный, нейтральный или отрицательный эффект масштаба в жизненном цикле фирмы
Положительный эффект возникает тогда, когда растет отдача от используемых ресурсов. Вследствие этого рост выпуска происходит более быстро, чем изменение совокупных затрат на закупку факторов производства. Получается, что в долгосрочном периоде средние издержки убывают. Положительный эффект от масштаба объясняется следующими причинами:
- Возможность специализировать ресурсы и разделение труда.
- Возможность применять инновационные технологии, в том числе автоматизацию.
- Специализация управления.
- Придание специфики отдельным видам производства.
В случае, если объем выпуска растет медленно, а совокупные затраты обгоняют его по темпам, то речь идет об отрицательном эффекте. Средние издержки начинают расти в долгосрочном периоде. Причинами отрицательного эффекта называют ограничение возможностей эффективного управления на крупном предприятии. Увеличивается временной лаг, а также изменяется структура управления, что ведет к бюрократизации системы. Чрезмерное увеличение предприятия сталкивается с технологическими барьерами.
Постоянный эффект от масштаба происходит тогда, когда объем выпуска и совокупные затраты растут одинаково. На практике такое соответствие выражается в поиске оптимального размера предприятия. Внутри производства создается несколько производственных единиц оптимального размера.
Если соотнести жизненный цикл предприятия и эффект от масштаба, то на первых этапах становления и развития, как правило, реализуется положительный эффект. То есть, происходит рост показателей, формируется возможность для уменьшения затрат в долгосрочном периоде. К зрелости компания может выйти на нейтральный эффект, так как спрос на продукцию будет соответствовать выпускаемому объему. В этот период есть возможность достичь оптимума. Спад часто связан с отрицательным масштабом, когда происходит падение спроса на услуги предприятия.
Так же эффект от масштаба связан с применением достижений научного прогресса. Достаточность средств позволяет проводить исследования и внедрять их достижения в повседневное производство. Таким образом, рост компании часто связан с возможностями применения инновационных технологий и автоматизации.