Активы организации
Активы организации – это денежные средства и имущество, которые находятся в распоряжении ее учредителей.
Они характеризуют имущественное и финансовое положение предприятия. Чтобы упростить терминологию под активами понимается совокупность всех средств, находящихся в распоряжении компании. Активами так же считаются права, которые могут быть выражены в денежном эквиваленте.
Положение по бухгалтерскому учету определяет активы как хозяйственные средства, контроль над которыми получила организация вследствие экономической активности. Активы широко применяются для оптимизации бухгалтерских операций. Даже сама форма отчетности содержит две больших группы финансовых данных – актив и пассив.
Структура активов предприятия состоит из:
- Нематериальных активов.
- Основных средств.
- Запасов.
- Дебиторской задолженности.
- Денежных средств и финансовых вложений.
Учет ведется в соответствии с нормативами, принятыми на законодательном уровне. Чтобы понят текущее состояние финансового и имущественного положения организации проводится анализ структуры, изменения и состава активов. Активы принято группировать по степени их ликвидности, то есть они объединяются в группы в зависимости от скорости их обмена на деньги. Анализ направлен и на исследование прироста активов, что позволяет отследить темпы изменения текущих и будущих затрат, а так же особенности формирования прибыли.
Если рассматривать активы с экономической точки зрения, то они являются той частью средств, которые способны приносить доход. Пассивная часть баланса состоит из имущества, с помощью которого создаются активы. Сюда относят любые поступления от сторонних организаций, в том числе банков, уставной капитал и иные типы заимствований. Всю совокупность активов делят на материальные, нематериальные и финансовые. Материальными считаются объекты физического имущества, нематериальными – права, патенты, товарные знаки, финансовыми – денежные средства, займы, акции и другие ценные бумаги.
Оборотные активы предприятия
Задействование активов в экономической деятельности делит их не внеоборотные и оборотные. Оборотными считаются те из них, которые полностью расходуются в производственном процессе за один рабочий цикл.
Например, сырье для производственной деятельности, которое при переработке становится готовой продукцией. Оборотными считаются активы, представленные деньгами на счетах компаний. Эти деньги состоят из:
- Оплаты труда.
- Расходов на закупу материалов и сырья.
- Выплат по обязательствам.
В отличие от оборотных активов внеоборотные не являются расходными. Они нужны для обслуживания производственных процессов, поэтому они многократно используются в ходе хозяйственной деятельности. Ярким примером внеоборотных активов являются основные средства. Их износ постепенно относится на себестоимость продукции. Внеоборотные активы представлены долгосрочными займами, нематериальными активами, оборудованием, ценными бумагами.
Оборотные активы, как правило, являются производственными, то есть, они непосредственно задействованы в процессе создания благ, но часть активов может быть непроизводственной, относящейся к деятельности, напрямую не связанной с производством.
Оборотные активы, покупаемые на деньги предприятия, считаются собственными. С обязательствами связаны привлеченные активы. Предприятие за пользование средствами должно выплачивать проценты, либо вернуть используемые деньги полностью. К активам так же относят абсолютно ликвидные деньги, краткосрочную дебиторскую задолженность и краткосрочные вклады, готовую продукцию, финансовые инструменты с большим сроком погашения, безнадежные дебиторские долги, убытки.
Участие оборотных активов в формировании прибыли
Основная задача предприятия – получение прибыли и оптимизация путей ее увеличения. Рост дохода обычно достигается за счет снижение текущих расходов. Для того, чтобы эффективно использовать оборотные средства, необходимо проводить систематический анализ источников их формирования. Источниками могут быть:
- Собственные средства.
- Заемные средства.
- Привлеченные средства.
Размер собственных средств устанавливается учредителями предприятия. Расчет отталкивается от минимальной потребности, которая складывается из расходов на оборотные средства. Сюда относят запас товарно-материальных ценностей с учетом сроков и расчетов.
Финансовое планирование должно учитывать любые изменения в количестве оборотных средств. Обычно на предприятии устанавливаются нормативы, рассматривающие примерную потребность в активах. Она оценивается в разнице между нормативными значениями на конец и на начало планируемого периода. Чтобы увеличить запасы активов, предприятие использует собственные средства.
Источником формирования оборотных средств являются пассивы. Их структура состоит из имущества и прав, которые позволяют извлекать доходов. Если руководство предприятия собирается внедрять новые технологии, либо расширять свое присутствие на рынке, либо вводить новые позиции ассортимента, то возможно применение заемных средств. В этом случае важно отслеживать, чтобы объем кредитов не превысил способность предприятия отвечать по своим обязательствам.
Обеспеченность оборотными средствами рассматривается через расчет оптимальной потребности в них и поиска наиболее удобного источника их финансирования. Полученная прибыль характеризует результат финансовой деятельности. В дальнейшем он используется для коммерческих нужд, в том числе для расчетов с кредиторами. На предприятии может создаваться резервный капитал, который идет на покрытие незапланированных расходов, инвестируется в модернизацию, реконструкцию, уходит на выплаты дивидендов акционерам.