Определение
В Российской Федерации данный вопрос освещается Федеральным Законом № 147.
Закон дает следующую расшифровку понятия «естественная монополия»: это такая ситуация на рынке товаров и услуг в стране, при которой покрытие спроса на определенные товары на данном рынке намного выгоднее в условиях без конкуренции из-за некоторых особенностей производства таких товаров и услуг.
В таком случае за субъект естественной монополии принимают хозяйствующую единицу, которая занята в производстве таких товаров, которые производятся на данном субъекте в условиях естественной монополии. То есть субъекты – это юридические лица, которые заняты в производстве товаров и услуг при условии естественной монополии.
Законом не дается конкретных организационно-правовых форм, которые могут действовать в условиях естественных монополий.
Таким образом, такой вид монополии разрешен в стране.
Примеры
Примеры естественных монополий в Российской Федерации следующие:
- «Газпром»;
- «РЖД»;
- «Почта России»;
- «Транснефть»;
- «ЕЭС».
В следующих отраслях страны наиболее часто формируется такой вид монополий:
- ЖКХ;
- электроэнергетика;
- газовая и нефтяная отрасли (производство и транспортировка);
- транспортные услуги;
- телефонная и почтовая связь;
Основные особенности
Естественная монополия формируется, если наблюдается значимое понижение удельных затрат на производство товаров при значимом увеличении выпуска такого товара.
При этом важно, что такие товары, производимые в вышеуказанных условиях, не имеют замены на рынке товаров и услуг. В такой ситуации спрос на такие товары будет зависеть от изменения цен меньше, чем спрос на изменение цен на рынке других товаров.
Например, если в стране сохраняется естественная монополия на транспортные услуги (например, метро), то даже, если принимается решение о повышении цен на проезд, то значительного снижения спроса не произойдет, так как населению необходимо пользоваться услугами такого вида транспорта.
Если произойдет увеличение цен на услуги такси определенного перевозчика, то потребители просто могут выбрать другого перевозчика и спрос может значительно снизиться. Поэтому в компаниях, действующих в конкурентных условиях, наблюдается зависимость спроса и цен, а в естественных монополиях, спрос неэластичен (как в случае метро в примере).
Основные признаки
Рассмотрим главные качества, которые наблюдаются, если товары (либо услуги) производятся на предприятии (в отрасли) в условиях естественной монополии.
- Во – первых, такие хозяйствующие субъекты действуют строго в рамках правового режима, направленного на регулирование деятельности таких субъектов.
- Во – вторых, спрос на рынке будет удовлетворяться на много эффективнее, если нет конкуренции, так как в таком случае удельные затраты (на единицу продукции) будут становиться ниже при повышении объемов производства.
- В – третьих, такие товары нельзя заменить другим товаром на рынке;
- В – четвертых, спрос на таком рынке будет считаться неэластичным, то есть он не будет стабильным при росте цен на такие товары и услуги.
- В – пятых, владение ценными отраслями или инфраструктурами, технологическими особенностями;
- В – шестых, получение поддержки от государства, так как обычно выступают как стратегические отрасли страны;
- В – седьмых, на рынке такие хозяйствующие субъекты удовлетворяют практически весь появляющийся спрос на такие товары и услуги;
- В-восьмых, экономия на масштабах производства;
- В-девятых, вход в отрасль других фирм обычно не рентабелен для таких фирм;
- В-десятых, альтернативное производство может быть нерентабельно или неэффективно (особенно это касается сферы услуг в области ЖКХ).