Характеристика монополии
Во времена Советского Союза рынок имел монополистический характер, во главе рынка стояло государство, оно его регулировало, устанавливало цены на товар и продукцию, контролировало инфляцию, а также деятельность всех предприятий была подвержена влиянию государства.
В те времена государство выступало как монополист, собственник всех ресурсов и управленец ими. Все крупное производство было под контролем государства, экспорт и импорт, все основные направления хозяйствования.
На сегодняшний день в России действуют законы конкурентного рынка, но большая часть компаний стремиться объединять свои ресурсы для того чтобы господствовать на рынке товаров и услуг, что и приводит к процессам монополизации.
Монополизация представляет собой целый процесс завоевания рынка с целью занятия на нем господствующего положения.
Монополия представляет собой уже конкретную форму и сущность монополизации.
Что повлияло на развитие монополии
Монополия как элемент рынка зародилось уже достаточно давно, с тех пор как люди объединились и стали обществом, а у общества есть хозяин, правитель.
Принято считать, что монополия зародилась из-за того что:
- Произошел резкий скачок в увеличении количества крупных предприятий, ориентированных на промышленное производство;
- Произошло увеличение компаний на рынке, которые занимались не промышленными сферами производства, но тем самым увеличивали концентрацию естественной монополии.
Сущность монополии
Монополия носит как отрицательный характер, так и положительный. С одной стороны она плохо влияет на развитие рыночных отношений, но с другой, без монополии рынок не возможен. Итак, сущность монополии выражается в том, чтобы:
- Повысить эффективность масштабов производства, что приводит к снижению себестоимости товара;
- Повысить уровень научно – технического прогресса в рамках производимого товара;
- Разработка и следование унифицированным стандартам производства в рамках производимого товара и т.д.
Абсолютная монополия на рынке
Абсолютная монополия – это такая форма монополии, при которой на рынке действует и существует только один единственный производитель товара, более других продавцов нет.
Такая форма монополии встречается достаточно редко, так как рынок современной России – конкурентный. Абсолютная монополия может чаще всего возникнуть только внутри государства, или внутри какого - то города, области, сложно удержать абсолютную монополию, например, на международном рынке.
Примером абсолютной монополии в России может служить поставщик газа – ОАО «Газпром», который не имеет конкурентов на рынке России.
Характерные черты абсолютной монополии
Абсолютной монополии присущи следующие черты:
- Фирма - монополист и большое количество покупателей по всей стране. То есть товар производится только этой компанией, а покупателей на него много;
- Нет товаров, которые бы могли заменить этот товар на рынке, схожие товары отсутствуют;
- Существование барьеров для других компаний в рамках освоения производства этого же товара, то есть вход на рынок не возможен или созданы такие условия, что их просто не одолеть;
- Абсолютный монополист сам устанавливает цену на товар в разрез реальности рынка. В этом отношении у абсолютного монополиста главное преимущество, чтобы не происходило, его товар всегда актуален, так как ему нет аналогов;
- Абсолютный монополист обладает полной информацией об изменениях на рынке. Это придает монополисту уверенность в своих действиях на рынке, а также помогает управлять процессами ценообразования и сбыта продукции.