Особенности работы предприятия торговли
Предприятие торговли – это имущественный комплекс, используемый для регулярного извлечения прибыли за счет осуществления продажи товаров и услуг.
Как и любое другое предприятие, предприятие торговли нуждается в имуществе и факторах производства, которые будут использоваться для осуществления экономической деятельности. В условиях рыночной экономики оно так же конкурирует с другими торговыми фирмами. Поэтому ему необходимо учитывать потребности покупателей, чтобы сохранять уверенную позицию на рынке.
Задача функционирования торговых предприятий – обеспечение возможности покупки товара или услуг конечными потребителями. Продажа благ является средством получения прибыли. Все расходы должны быть компенсированы средствами, поступающими в виде выручки. При этом рыночные условия предполагаю постоянный анализ динамики и адекватности отдачи используемых финансовых средств, которые вкладываются в экономическую деятельность.
Предприятие торговли представляет собой субъект хозяйствования, наделенный статусом юридического лица. Оно создается для получения дохода. Предпринимательская деятельность связана с распределением риска по закупке, хранению, продаже товаров, востребованных покупателями.
Предприятие, осуществляющее деятельность в сфере торговли, должно иметь:
- Фирменное наименование.
- Товарные знаки.
- Знаки обслуживания.
- Правоспособность и дееспособность вследствие государственной регистрации.
- Лицензию, если того требует закон.
Управление предприятием торговли может осуществляться единолично или коллективно. Так же возможно создание обособленных подразделений, филиалов, представительств, который действуют по заранее установленным положениям.
Мониторинг структуры продаж предприятия торговли
Все предприятия торговли делят на две большие группы – оптовые и розничные. Так же выделяют предприятия общественного питания и смешанные предприятия, которые соединяют фирмы разной направленности деятельности. В структуре национального хозяйства они выполняют следующие функции:
- Поиск товарных ценностей, востребованных обществом.
- Усовершенствование форм обслуживания.
- Поиск методов улучшения торгово-технологического процесса.
Все вышеперечисленные функции предприятие способно выполнять только при условии регулярного получения прибыли. Для этого необходимо наладить систему продаж и выйти на уровень выручки, которая не только покроет расходы, но и сформирует прибыль. Информация для анализа эффективности работы магазина берется из данных о продажах. Здесь оценивается динамика, объем и ассортимент. Анализ позволяет выявить проблемы на ранних стадиях, а значит, своевременно внести изменения для их устранения.
Мониторинг продаж необходим для выявления групп товаров, приносящих наибольший доход, получения информации о результативности проведенных управленческих и маркетинговых мероприятий, сопоставление эффективности работы наемной рабочей силы, планирования графиков и ассортимента. Так же выявляется сезонность продаж, принимаются решения относительно дальнейшего управления предприятием торговли.
Розничная торговля подвержена смене психологических ожиданий потребителей, а также сезонным изменениям. Поэтому руководители предприятий торговли должны быть готовы к резким колебаниям продаж. Скорость и своевременность реакции на события станет залогом эффективного предотвращения негативных тенденций.
Анализ продаж проводится разными способами. Для этого применяются анализ динамики товарооборота, анализ структуры и суммы чека, анализ равномерности спроса, анализ эффективности использования оборотных и основных фондов, анализ поведения покупателей. Эти данные могут проверяться ежемесячно и ежеквартально. Сегодня мониторинг и анализ проводится средствами программного обеспечения, что позволяет снизить ошибки и охватить большой объем информации.
Прогнозирование продаж предприятия торговли
Работа предприятия торговли подвержено колебанию спроса. Поэтому прогнозирование должно учитывать эту особенность. Правильно составленный научно обоснованный прогноз позволяет принимать более эффективные решения, а также контролировать и оптимизировать расходы. Так же появляется возможность держать оптимальный объем продукции на складах.
Прогнозирование осуществляется для того, чтобы можно было производить :
- Планирование объема продаж в натуральном выражении.
- Планирование ассортимента поставок в разрезе потребителей, регионов и так далее
- Временное распределение плана продаж по временным отрезкам.
- Планирование сделок.
- Разработка инструкций по скидкам, срокам, условиям платежей.
- Планирование сбытовых расходов.
Наиболее удобными считаются статистические методы прогнозирования. Для этих целей могут использоваться экстраполяция по скользящей средней, экспоненциальная средняя, прогнозирование на основе колебаний. Основными показателями, которые необходимо спрогнозировать являются объем продаж, выручка. Алгоритм прогнозирования объема продаж с помощью тренда выглядит следующим образом:
- Построение графика по исходному тренду.
- Расчет значений тренда за период.
- Расчет ошибки модели и ее точности для оценки колебаний спроса.
- Расчет прогнозных значений с учетом колебаний спроса.
- Построение доверительного интервала, который покажет допустимое отклонение.
Для прогнозной модели наиболее подходящим является линейный тренд. Его погрешность выше, но данные, которые он дает наиболее приближены к реальности. Полученные данные могут иметь некоторое отклонение от исходных. Ошибки должны учитываться при уточнении полученной информации.
Таким образом, прогнозирование продаж должно проводиться методами, учитывающими динамику колебаний спроса на товары и услуги. Продажи зависят от сезонности и личных предпочтений потребителей, что необходимо учитывать в моделях анализа и прогнозирования.