Понятие рентабельности
Рентабельность – это показатель эффективности использования факторов производства предприятия.
Основная задача компании – регулярное извлечение прибыли. Высокие результаты достигаются через оптимальное соотношение расходов и доходов. Для этого обеспечивается эффективное использование всех доступных ресурсов. Удобство рентабельности заключается в том, что она может рассчитываться как для производства в целом, так и для отдельных его участков. То есть, она описывает степень вовлеченности элементов деятельности в процесс и долю их участия в формировании конечного результата.
Изучение рентабельности позволяет определить общий тренд. Например, отрицательная рентабельность свидетельствует о том, что деятельность компании является убыточной. Нерентабельное производство не способно приносить доход. Чтобы определить уровень рентабельности существуют специальные коэффициенты. Они условно делятся на две большие группы – коэффициенты, описывающие рентабельность продаж, и коэффициенты, описывающие рентабельность активов.
Каждая группа содержит в себе совокупность показателей, характеризующих отдельные аспекты деятельности предприятия.
Исследование рентабельности является важной задачей в рамках работы предприятия. Она является индикатором негативных процессов, нехватки каких-либо ресурсов, неполного использования доступных факторов производства. С помощью рентабельности вычисляются узкие места в производственном процессе, выявляются скрытые резервы, которые могут быть послужить толчком для инновационной деятельности или расширения производства.
Коэффициенты эффективности необходимы, чтобы определить пороговые значения потребности в ресурсах или иных активах. Данные о рентабельности важны не только владельцам имущества, но и инвесторам. Если рентабельность высокая, то это говорит о способности предприятия приносить доход в долгосрочном периоде.
Методика расчета показателей рентабельности
Оптимальность использования доступных ресурсов – непременное условие эффективной деятельности каждого предприятия. Стоит отметить, что компании, занимающиеся схожими видами деятельности и производством одного и того же товара, все равно сохраняют уникальную специфику работы. Она зависит от поставщиков, подрядчиков, рынков сбыта и так далее. Поэтому каждое предприятие самостоятельно вырабатывает свод показателей для отслеживания качества своей работы. Но существуют общие подходы к организации расчета. Все показатели рентабельности условно делят на несколько групп:
- Группа показателей, которые характеризуют окупаемость проектов.
- Показатели, которые характеризуют доходы от продаж.
- Показатели, характеризующие доход от вложенного капитала.
Расчет проводится с помощью показателя прибыли. То есть, каждый участок работы соотносится с полученным результатом деятельности с целью оценки его участия в его формировании. В практической деятельности широко применяются показатели прибыльности основной деятельности. Они показывают, какой доход формирует предприятие с каждого вложенного рубля. Следующим показателем является показатель прибыльности продаж. Экономическая рентабельность показывает насколько эффективно используется имущество.
Важным расчетным показателем является эффективность использования собственного капитала. Он демонстрирует отдачу от имущества и вложенных средств. Структура расчета предполагает соотнесение совокупного показателя по виду деятельности к прибыли. Рентабельность обычно рассчитывается процентах.
Исследование рентабельности
Специалистам предприятия недостаточно просто рассчитать рентабельность. Важно проанализировать полученную информацию на предмет выявления слабых и сильных сторон работы предприятия. Например, рентабельность продаж показывает влияние реализации на прибыль компании. С помощью прибыли появляется возможность выплачивать налоги, заработную плату, расширять производство, ассортимент, вносить изменения в деятельность компании.
Зависимость прибыли от товарооборота показывает отдачу от всех вложений в производственную деятельность. Можно делать выводы о перспективности работы предприятия, его позиции на рынке, тенденциях его развития. Но информативность рентабельности продаж сильно ограничена из-за разброса значений в зависимости от вида деятельности.
Рентабельность деятельности может рассчитываться не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Но для анализа наиболее интересными являются сопоставления выручки, издержек обращения, балансовая прибыль, затраты предприятия. При их расчете появляется возможность вычислить приоритетные виды деятельности. Стоит отметить, что анализ показателей рентабельности сталкивается с серьезными ограничениями. Поэтому их принято сопоставлять с показателями по отрасли, с данными за прошлые периоды, сопоставлять фактические и плановые показатели. Для уточнения могут проводиться операции по внутрифирменному сопоставлению, и поиску альтернатив.
Исследование прибыльности капитала особенно важно для собственников имущества. Вкладывая средства в предприятие, собственник ожидает получение дохода. При этом значение собственного капитала не является постоянным. Поэтому в расчетах используется средняя величина за год.
Использование ресурсов так же должно быть эффективным и оптимальным. Здесь может применяться сумма по статье затрат, либо только так часть расходов, которая обеспечивает обращение.
Расчет рентабельности для основных и оборотных средств, отдельных ресурсов позволяет рассчитать отдачу от них в производственной деятельности. Обычно за годы аналитической работы формируется приблизительное представление о нормальном уровне показателей для конкретного производства. Данные сопоставляются с нормами с целью выявления различных отклонений. Если участок исследования является нерентабельным, то руководство предприятия может решать вопрос о ликвидации определенного направления деятельности, либо внесении определенных корректировок в рамках текущих обстоятельств.
Таким образом, рентабельность является средством анализа работы предприятия, научного обоснования принимаемых управленческих решений.