Сущность экономики предприятия и ее методов
Общество в ходе своего развития постоянно находится в процессе осуществления процесса производства различных благ, распределении, а также потребления таких благ. С установлением рыночной экономики процессы экономики усложняются. Появляются различные области знаний в структуре экономики. Начинают выделяться дисциплины: макроэкономика, микроэкономика, экономическая теория, региональная экономика, мировая экономика, экономика отрасли и другие. Экономика предприятия является одной из таких дисциплин.
Так как экономика предприятия является прикладной наукой, то методика исследований во многом схожа с общеэкономическими дисциплинами и другими прикладными науками в сферах, связанных с экономикой. Например, могут использоваться методы статистики, логистики, маркетинга, математики, математических методов в экономике и другие.
Под методом понимают различные способы теоретического и практического исследования.
Объектом исследования будут являться отдельно хозяйствующие предприятия, фирмы. Особенно часто методы экономики предприятия применяются именно на промышленных, производственных предприятиях. Таким образом, экономика предприятия занимается изучением предприятия.
Рассмотрим, какие главные методы используются такой наукой как экономика предприятия.
Классификация методов
Первая группа методов называется начальной. Здесь предполагается применение таких методов, как наблюдение, сбор исходной экономической информации. Собираются основные экономические показатели и данные, которые требуются для дальнейшего исследования. Индикаторы должны характеризовать предприятие с разных сторон деятельности: финансы, активы, логистика и другие.
Далее используются следующие группы методов:
- монографические;
- балансовые;
- экономико-математические;
- экономико-статистические;
- экспериментальные;
- экспертные.
Формулировка методов
Монографические методы предполагают изучать только единичные явления. На их основе делаются основные экономические выводы, даются прогнозы. Например, обобщаются данные по предприятиям отрасли, по конкурентам. Либо, анализируется только прибыль, доходы предприятия.
Балансовые методы позволяют изучать согласованность взаимосвязей между индикаторами, установить равновесие (или баланс) между индикаторами. Например, финансовый баланс (доходы и расходы), баланс трудовых кадров, баланс производства продукции и продаж и другие.
Экономико-математические методики применяются с использованием различных математических расчетов, формул, правил. Используется для решения более сложных задач на производстве. Например, поиск оптимального решения.
Экономико-статистические методики применяются в целях использования данных статистики. Для того, чтобы сгруппировать, систематизировать, выявить связи между экономическими явлениями на предприятии. Например, проводится динамический анализ изменения значений индикатора прибыли за 5 лет. Для выявления связей между индикаторами используется корреляционно-регрессионный анализ, факторный анализ. Часто применяются индексные методы.
Экспериментальные методики предполагают процесс принятия решений осуществить, полагаясь на данные полученные в ходе экспериментов. То есть, например, определить оптимальное соотношение парка автомобилей при известном прогнозном значении продаж.
Экспертные методы основаны на принятии решений с привлечением специалистов различных сфер. Данный метод называется Дельфи.