Прибыль предприятия – это финансовый результат деятельности коммерческой организации, который определяется как разница между его выручкой и затратами.
Правило максимизации прибыли предприятия
Главной целью любого хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли. Данная цель может не формулироваться самим предприятием, однако вся его деятельность, рассматриваемая в долгосрочной перспективе, направлена именно на максимизацию прибыли.
Данная цель достигается коммерческими организациями по ходу решения отдельных задач, таких как:
- минимизация затрат;
- увеличение объема продаж;
- достижение общественного признания и т.д.
Решение перечисленных задач обуславливает необходимость рационального распределения привлеченных ресурсов и обеспечение высокой эффективности их использования. А это, в свою очередь, естественно приводит к максимизации извлекаемой прибыли.
Для предприятия максимизация прибыли означает поиск путей получения наибольшей разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками. В случае увеличения выпуска и реализации продукции предприятия при условии неизменной цены на нее и совокупная выручка (в силу роста продаваемого количества), и совокупные издержки (в силу действия закона убывающей отдачи) будут увеличиваться.
Предприятие будет извлекать прибыль до тех пор, пока рост совокупной выручки будет превышать рост совокупных издержек. А поскольку соотношение этих величин обуславливает размеры прибыли, то для решения задачи по ее максимизации важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.
Предельной выручкой называют то количество, которое прибавляется к совокупной выручке при выпуске каждой дополнительной единицы продукции. В свою очередь, предельными издержками называют то количество, которое прибавляется к совокупным издержкам при выпуске каждой дополнительной единицы продукции.
Предприятие для максимизации собственной прибыли должно сопоставлять друг с другом предельную выручку и предельные издержки. Если предельная выручка превышает предельные издержки, то предприятие извлекает дополнительную прибыль, следовательно, ему рекомендуется и дальше увеличивать выпуск продукции.
Увеличение объемов производства предприятию стоит остановить, когда прирост выручки от последней единицы выпуска сравняется с приростом издержек на выпуск этой единицы. В этом случае прибавка к прибыли станет равна нулю.
Если объемы производства будут и дальше повышаться предприятием, то предельные издержки окажутся больше, чем предельная выручка. Тогда предельная прибыль предприятия приобретет отрицательное значение, т.е. его совокупная прибыль начнет сокращаться.
Отсюда следует правило максимизации прибыли: прибыль предприятия будет максимальна, когда его предельная выручка будет равна предельным издержкам.
Данное правило действует в условиях совершенной конкуренции. При иных рыночных структурах (при монополии и олигополии) оно не действует в полную силу, из-за наличия у производителей рыночной власти над ценой продукции.
Максимизация прибыли и объем производства
Каждое предприятие, которое стремится максимизировать собственную прибыль, должно определиться с некоторыми позициями.
- Во-первых, стоит ли ему вообще производить продукцию или нет.
- Во-вторых, какой объем производства позволит ему извлекать максимальную прибыль.
- В-третьих, каким будет финансовый результат деятельности предприятия при заданном уровне цен на рынке.
Ведя предпринимательскую деятельность, необходимо отдавать себе отчет в том, что иногда в краткосрочном периоде предприятие будет функционировать себе в убыток (т.е. не извлекая какой-либо прибыли). Данное обстоятельство объясняется соотношением выручки и издержек, размеры которых определяются объемом производства.
Предприятию при определении объема производства в краткосрочном периоде необходимо руководствоваться данными о рыночной цене выпускаемой продукции, о размере средних совокупных и средних переменных издержек предприятия. Напомним, что совокупные издержки предприятия состоят из двух частей – из постоянных издержек, размер которых не зависит от объема производства, и из переменных издержек, размер которых зависит от объема производства.
Соотношение данных показателей может приобретать несколько итоговых форматов, каждый из которых обуславливает особенности поведения предприятия на рынке:
- рыночная цена на продукцию оказывается больше, чем размер средних совокупных издержек предприятия, тогда оно получает прибыль;
- рыночная цена на продукцию оказывается равной размеру средних совокупных издержек предприятия, тогда оно не получает ни прибыли, ни убытков;
- рыночная цена на продукцию оказывается меньше, чем размер средних совокупных издержек предприятия, но в то же время больше, чем размер средних переменных издержек, тогда предприятие несет убытки;
- рыночная цена на продукцию оказывается меньше, чем размер средних переменных издержек предприятия, тогда ему рекомендуется прекратить производственную деятельность, поскольку убытки предприятия больше постоянных издержек, которые существуют и при нулевом объеме производства.
В третьем приведенном случае предприятию рекомендуют в краткосрочной перспективе продолжить производственную деятельность. Это связано с тем, что выручкой перекрываются постоянные издержки. Предполагается, что с течением времени ситуация на рынке и на производстве может измениться в лучшую для предприятия сторону. А остановка производства, реализация основных средств и оставшихся оборотных фондов на данном этапе хозяйственной деятельности принесет предпринимателю еще большие убытки, чем продолжение производства и реализации продукции.