Понятие рынка. Особенности национального рынка
Формирование рыночных отношений и экономических моделей, построенных на них, заняло не одно столетие. В основе данного взаимодействия лежит обмен, который выгоден как продавцу, так и покупателю. При совершении сделки купли-продажи каждый из них преследует свои цели. Другой особенностью рыночных отношений стала свобода все субъектов отношений. Предприниматели стремятся к получению дохода способами, которые они выбирают сами. Покупатели руководствуются лишь собственными интересами и потребностями. Еще одним условием функционирования рыночных отношений стала ограниченная роль государственного вмешательства. Историческое развитие хозяйственных структур показало несостоятельность централизованной модели управления экономики, поэтому в настоящее время государство воздействует на нее через государственные закупки, фискальную политику и трансфертные платежи.
Национальные экономические системы включают в себя совокупность рынков, обслуживающих основные направления хозяйственной жизни страны. Например, в большинстве государств существуют рынки производства, труда, потребления, финансовые и фондовые рынки, информационные, ресурсные, энергетические и так далее. Пропорции долей рынков складываются под влиянием специфики развития каждой страны в отдельности.
Национальная экономика России проходит стихийную стадию становления. Связано это с тем, что лишь около тридцати лет назад произошел переход от централизованной модели к рыночной. Причем для этого был выбран путь «шоковой терапии», когда все хозяйственные процессы были отпущены для того, чтобы они могли самостоятельно стабилизироваться. Поэтому в настоящее время российская экономика во многом отстает от темпов роста хозяйственных систем развитых государств в силу объективных причин. Стабильность национальных экономик во многом зависит от их способности конкурировать в международных торговых отношениях.
Таким образом, рыночные отношения стали основой экономик большинства стран мира. Они строятся на принципах свободы субъектов, ограниченной роли государства и взаимовыгодного обмена. Границы национальной экономики определяются внутренними процессами, происходящими на территории того или иного государства.
Понятие и виды конкурентной борьбы
В экономической теории под конкуренцией понимается борьба между производителями за лучшие условия и большую часть потребительского спроса. Однако, конкурентное состязание при определенных условиях может создаваться и между покупателями. Конкуренция выполняет ряд важнейших функций, которые лежат в основе рыночных отношений:
- Формирование равновесной цены на товары и услуги.
- Влияние на стоимость и распределение доходов в зависимости от количества вложенного труда.
- Способствование перераспределению средств между отраслями народного хозяйства.
Конкуренция имеет множество видов, например, по масштабам распространения могут выделять: индивидуальную, местную, отраслевую, межотраслевую, национальную и глобальную.
В зависимости от характера развития она может быть ценовой и неценовой. Первая представляет собой методы ведения борьбы за счет сильного снижения цен на однородные продукты или услуги. Вторая включает в себя множество подходов, реализующих маркетинговые мероприятия, работу с оптимизацией себестоимости и производственных издержек, улучшение каналов сбыта, стимулирование продаж и другого. Наиболее часто в экономической литературе выделяют следующие виды конкурентной борьбы:
- Монополии, где главенствует один производитель товаров или услуг. Он самостоятельно определяет цену и объемы сбыта. Такие конкурентные рынки часто складываются естественным путем в отраслях, которые предполагают наличие одного производителя. Поэтому деятельность монополий часто регулируется государственным законодательством.
- Олигополии или рынок нескольких продавцов представляет собой отношения, основанные на негласном договоре. Конкурировать в открытую для участников обычно не выгодно. Они делят между собой рынок сбыта, а также устанавливают цену, которая удовлетворяет большинство производителей. Борьба возникает при желании нового игрока выйти на рынок, а также в случае, если несколько производителей объединяются против одного конкурента.
- Рынок монополистической конкуренции характеризуется множеством продавцов и покупателей, которые не могут оказывать значимого влияния на состояние рынка. Однако, каждый производитель стремится к монополизации свойств и характеристик собственной продукции. Такой вид конкуренции складывается в сфере массового потребления.
Конкуренция на внутреннем рынке
Внутри национальной экономики действуют свои законы конкуренции. Помимо монополий, монопсоний, олигополий и олигопсоний, а также монополистической конкуренции могут рассматриваться и другие виды конкурентной борьбы. Рассмотрим наиболее характерные из них:
- Конкуренция может возникать внутри отрасли. Ее особенностью является производство взаимозаменяемых однородных продуктов или услуг. Предприятия вступают в борьбу за более выгодные условия и получение сверхприбыли. Такая конкуренция стимулирует научно-технический прогресс, оптимизацию себестоимости, ликвидацию слабых производителей.
- Межотраслевая конкуренция возникает между предпринимателями, которые борются за более выгодное использование капитала. Такой вид конкурентной борьбы возникает между производителями по причине неравномерности производственных мощностей, а значит, получения итогового дохода. Здесь конкуренция стимулирует модернизацию в отраслях, рост эффективности производства, перестройку экономических процессов.
- Горизонтальная конкурентная борьба возникает между продавцами одного и того же продукта или услуги. Здесь действует неценовая конкуренция, производители стремятся улучшить условия сбыта, качество товара и послепродажного обслуживания.
- Вертикальная конкурентная борьба характеризует взаимоотношения между производителями различных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя.