Сущность рынка конкуренции
Большинство национальных экономических систем современности строится на рыночном механизме хозяйствования. В его основе лежат принципы, сложившиеся в ходе исторического развития общества. Основными условиями формирования рынка стали:
- Взаимовыгодный обмен между продавцами и покупателями. Производитель получает денежный доход или другую форму прибыли, а покупатель решает свою текущую потребность.
- Свобода экономических агентов. Предприятия самостоятельно выбирают направление своей деятельности, продукт или услугу, каналы сбыта, политику ценообразования, контрагентов, поставщиков и так далее. Они свободно распоряжаются собственной прибылью. Покупатели руководствуются лишь выгодой, которую могут получить от покупки, а также своими текущими финансовыми возможностями.
- Ограниченное вмешательство государства показало свою состоятельность в том, что рыночный механизм стал основным инструментом саморегулирования отношений между экономическими агентами. У правительства есть рычаги воздействия на экономику, но централизованное влияние сильно ограничено.
Свобода субъектов хозяйствования порождает конкурентную борьбу между ними. Конкуренция может возникать как между продавцами, так и между покупателями в зависимости от условий рынка. Однако, в экономике под конкуренцией обычно понимается борьба производителей за покупательский спрос и наиболее выгодные условия на рынке. По масштабам распространения ее могут классифицировать на общемировую, национальную, межотраслевую, отраслевую, индивидуальную. Она может носить ценовой и неценовой характер.
Конкуренция и рыночный механизм связаны друг с другом. Они не могут существовать отдельно друг от друга и в совокупности представляют собой инструмент саморегулирования отношений между экономическими субъектами.
Виды конкурентной борьбы
Наиболее часто в экономике рассматриваются такие виды конкурентной борьбы как совершенная и несовершенная конкуренция. Первая представляет собой рынок, где действует большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых не способен оказывать значимого влияния на итоговые показатели и функционирование рынка. Информация о конъюнктуре является доступной для всех участников отношений. Такая модель рынка является идеальной и применяется для исследования закономерностей с научной точки зрения.
Несовершенная конкуренция наблюдает тогда, когда хотя бы одно из условий существования совершенной конкуренции нарушается. К ней относят несколько видов конкурентной борьбы.
Монополистическая конкуренция представляет собой отношений множества продавцов и покупателей. Каждый из производителей стремится к монополизации собственной части рынка в целях захвата большей доли спроса и создания стабильного дохода. Покупатели свободы в выборе и имеют доступ к основной информации о продуктах и услугах. Однако, ни один из участников не способен оказывать глобального влияния на рынок.
Олигополия или рынок нескольких продавцов, обычно до двадцати. Обычно возникает в областях и отраслях, требующих крупных инвестиционных и интеллектуальных вложений. На таком рынке присутствует лидер, за которым следуют. Законодательства стран запрещают вступать в сговор с целью монополизации рынка. Однако, особенность олигополии состоит в том, что между производителями устанавливается негласная договоренность об уровне цен, рынках сбыта и объемах производства. Открытая конкурентная борьба здесь не приветствуется. Она возникает только при желании нового игрока выйти на рынок, либо с целью исключения одного из конкурентов.
Монополии обычно складываются естественным путем в добывающих и обслуживающих отраслях. Здесь главенствует один производитель, который определяет цену товара или услуги, объем его выпуска, а также количество продукции, предоставляемой к продаже. На рынок очень сложно войти новому игроку. Обычно деятельность монополий ограничивается государственным регулированием. Делается это для того, чтобы сохранить доступность производимой продукции или услуг для всех социальных слоев.
Антимонопольное регулирование конкуренции
Особенностью монополии является естественный путь ее возникновения. Например, водоснабжение в стране или услуги почтовой связи могут оказываться лишь одним производителем, что дает ему неограниченные возможности обогащения. Для того, чтобы избежать подобных проблем в большинстве государств отлажен механизм антимонопольного управления. Он включает в себя перечень мероприятий по ликвидации недобросовестной конкуренции и несправедливого хозяйственного поведения монополистов.
Регулирование государства в области антимонопольного управления включает в себя разработку законодательной базы и формирование органов, совершающих контроль над его соблюдением. В мире существует два подхода к антимонопольной борьбе. Американский подход основывается на том, что любая структурная единица, имеющая в себе признаки монополии, запрещена законом. То есть, отрасли, тяготеющие к монопольной структуре, изначально подвергаются особо тщательному контролю и надзору со стороны государства. Европейский подход больше сконцентрирован на ликвидации правонарушений. Здесь требуется создание сети государственных органов, которые постоянно отслеживают уровень и качество конкуренции на рынке с целью выявления злоупотреблений.
В России придерживаются европейского подхода. Он отражается как в законодательстве, так и в полномочиях государственных органов, осуществляющих контроль. Они включены в область административно-исполнительной власти.
Антимонопольное регулирование в России включает в себя следующие положения:
- четкое определение монополиста, его характеристики и качества;
- формирование представления о поведении монополиста;
- перечисление форм недобросовестной конкуренции;
- утверждение органов антимонопольного управления и их полномочий;
- установление мер ответственности за нарушения.
Проведение четкой антимонопольной политики позволяет сохранить относительно справедливую конкурентную борьбу, которая лежит в основе развития и качественного изменения национальной экономической системы.