Понятие рынка, условия его возникновения
Большинство национальных экономических систем современного мира основываются на рыночном механизме. В самом широком понятии рынок представляет собой место пересечения интересов продавцов и покупателей. Это взаимодействие возникло еще в древние времена, до появления денег. Появление последних послужило толчком к развитию и усложнению хозяйственных отношений между субъектами, став эффективным инструментом их обслуживания. Со временем произошла специализация труда, производство обрело новые формы и масштабы, все это привело к качественному изменению понятия рынок. Теперь он выступает в качестве механизма саморегуляции экономических отношений между субъектами.
Сейчас все этапы производственной цепочки обслуживаются рынком. В рамках спроса рыночный механизм дает возможность получать необходимые ресурсы, рассчитывать производственный выпуск, а также формировать спрос на данную продукцию. Для потребителя рынок предоставляет разнообразие выбора, а также относительно справедливую цену, которая устанавливается благодаря уравновешиванию спроса и предложения. Именно на рынке формируется цена, которая является основным индикатором хозяйственных отношений.
К условиям возникновения рынка относят следующие предпосылки:
- Возникновение обмена, появление денег и промышленная революция повлияли на формирование определенной формы отношений между субъектами. Объем производства увеличился настолько, что регулирование выпуска стало необходимой частью работы хозяйственной системы.
- Для рынка характерна свобода всех субъектов. Производители имеют право самостоятельно выбирать род своей деятельности, форму хозяйствования и собственности, устанавливать объем реализации, распоряжаться своими доходами. Потребитель так же не ограничен в выборе. Он руководствует лишь собственными предпочтениями и интересами.
- Ограниченная роль государства в управлении экономикой, которая сводится к определению законодательной базы, а также осуществлению контроля над ее соблюдением.
Таким образом, в современном мире рынок представляет собой сложный механизм взаимодействия субъектов, каждый из которых преследует свои интересы. Потребитель стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, а производитель - к максимизации прибыли.
Определение конкуренции, ее виды
Одной из характерных черт рыночной экономики является наличие конкуренции. Она возникает вследствие того, что все субъекты хозяйствования свободны в своей деятельности. Преследуя собственные цели, экономические агенты сталкиваются друг с другом в рыночной среде, так как их интересы могут соприкасаться или пересекаться. В переводе с латинского «конкуренция» означает соперничество, состязание, соревнование. В большинстве случаев, определение данного понятия сводится к борьбе между производителями за потребительский спрос на рынке.
В ходе исторического развития хозяйственных отношений, а также вследствие формирования специфических черт экономики появились различные виды конкуренции. В экономической науке наиболее часто упоминаются следующие из них:
- Межотраслевая конкуренция, которая возникает между отраслями народного хозяйства за наиболее выгодное вложение и распределение капитала.
- Внутриотраслевая, описывающую борьбу между компаниями, создающими однородную продукцию в рамках одной отрасли.
- Совершенная или чистая конкуренция.
- Несовершенная.
Совершенная конкуренция представляет собой идеальную модель взаимодействия субъектов на рынке. Она описывается как пересечение интересов множества продавцов, создающих схожую продукцию в относительно равных объемах. Особенностями данного вида конкурентной борьбы являются большое число действующих компаний, фирмы небольшие и объем производства так же относительно небольшой. При этом доступ к ресурсам свободный, продукция компаний однородная, потребители и производители хорошо информированы о состоянии рынка. То есть, каждый субъект отношений осведомлен об объемах спроса, предложения и уровне цен.
Несовершенная конкуренция формируется тогда, когда не соблюдается хотя бы одно из условий существования совершенной конкуренции. Любая конкурентная борьба на реальном рынке является несовершенной. Кроме того, выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. Современный этап развития рыночных отношений все больше уходит в неценовую борьбу между производителями. Связано это с тем, что именно покупатель и его интерес к продукту, определяют форму и объем предложения.
Несовершенная конкуренция и ее виды
Для рыночных отношений в современном мире характерно наличие несовершенной конкуренции. В зависимости от определенных условий она может иметь различные формы. Так, например, монополия подразумевает наличие на рынке одного продавца, чья продукция не имеет аналогов. Характерными чертами данного типа конкурентной борьбы являются высокий барьера входа на рынок, продуктов-заменителей не существует, цена устанавливает продавцом, а покупателям приходится приобретать товар по предлагаемой цене. Обычно, работа монополий регулируется законодательством страны их расположения. Так же существуют естественные монополии, которые носят общественный и социальный характер, а государственное регулирование позволяет удовлетворять потребности общества и производителя-монополиста.
Для олигополии характерно наличие нескольких продавцов, но не более двадцати. Они создают схожую по свойствам продукцию. Обычно небольшое количество производителей приводит к тому, что они стремятся договориться друг с другом о разделении рынка сбыта, а также о среднем уровне цен, который будет выгоден каждому из действующих субъектов. В таких условиях конкуренция обычно носит силовой характер, когда экономические агенты стремятся к перераспределению ресурсов или использованию технологий друг друга.
Монополистическую конкуренцию характеризует большое число небольших фирм, предлагающих схожую, но не однородную продукцию. Каждая из компаний не оказывает особого влияния на уровень цен. Кроме того, отсутствуют предпосылки для тайного сговора. Выход на рынок относительно легок. Здесь возникают как ценовые, так и неценовые формы борьбы.