Сущностные черты и особенности коммерческой деятельности современных предприятий
Коммерческая деятельность играет огромную роль в развитии рыночных отношений. По существу она выступает фактором, обеспечивающим эффективность функционирования экономических систем в рыночных условиях хозяйствования.
Коммерческая деятельность представляет собой ни что иное, как часть предпринимательской деятельности. Ее также принято определять в качестве оперативно-организационной деятельности субъектов рыночных отношений, направленной на осуществление обмена товарно-материальными ценностями с целью удовлетворения потребностей рынка и извлечения прибыли.
Проще говоря, коммерческая деятельность включает в себя все то, что, в конечном счете, обеспечивает достижение максимальных выгод от заключения торговых сделок для каждого из их участников при условии первоочередного учета потребительских предпочтений.
Коммерческая деятельность включает в себя три основных компонента:
- производство продукции;
- торговлю (коммерцию);
- коммерческое посредничество.
Основной целью коммерческой деятельности современных предприятий выступает максимизация прибыли, извлекаемой в результате товарообменных операций и осуществлении сделок купли-продажи.
Обеспечение эффективности организации коммерческой деятельности требует соблюдения ряда условий, совокупность которых представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Условия, необходимые для обеспечения эффективности организации коммерческой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Соблюдение выше указанных условий должно быть подкреплено стабильным характеров государственного развития и соответствующей нормативно-правовой базой, регулирующей взаимодействие самой организации, рыночных субъектов и государства.
Субъект и объект коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность, равно как и любая другая деятельность, имеет собственный объект и субъект воздействия. Рассмотрим их более подробно.
В качестве объекта коммерческой деятельности выступает товар, который обладает определенной стоимостью, в первую очередь, меновой и потребительной.
Товар представляет собой некий продукт труда, который произведен с целью обмена на рынке на деньги или другие товары. Его основными свойствами выступают меновая и потребительная стоимость.
Под потребительной стоимостью товаров следует понимать их свойства к удовлетворению человеческих потребностей. Иначе говоря, это свойство товара выступать в качестве общественно полезного блага.
Меновую стоимость следует отождествлять ссвойством одного товара обмениваться на другой. В роли другого товара могут выступать деньги.
В роли субъекта коммерческой деятельности выступает организация-продавец (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). Кроме того, в коммерческих отношениях участвуют также и физические лица, которые могут выступать в роли покупателя или продавца определенного товара.
Предметом коммерческой деятельности служит непосредственно процесс купли-продажи товаров и услуг.
На рынке интересы покупателей и продавцов различны. Первые ищут для себя ценность товара в его полезности, а вторые стремятся продать либо обменять товар с наибольшей выгодой для себя, в первую очередь, в финансовом плане. Коммерческая деятельность призвана соединить подобные интересы участников рынка. Иначе говоря, в процессах купли-продажи товаров потери и выгоды продавцов и покупателей должны быть усреднены.
Руководство коммерческой деятельностью предприятия
Коммерческой деятельности предприятия присущи определённые признаки:
- субъекты коммерческой деятельности стремятся к первоочередной реализации собственных интересов, невзирая на интересы своих контрагентов;
- в ряде случаев, когда контрагенты не принимают не устраивающие их условия сделки, субъекты коммерческой деятельности способны навязывать им собственные интересы;
- субъекты коммерции готовы идти на совершение рискованных коммерческих сделок при условии их высокой доходности даже в тех случаях, когда ее достижение сомнительно;
- субъект коммерческой деятельности способны предвидеть последствия совершаемых сделок и выделять наиболее существенные их условия, гарантирующие высокий уровень доходности при минимизации потерь;
- в ходе реализации коммерческого процесса проявляется инициатива субъектов коммерции, как личная, так и коллективная, подлежит поощрению.
Все эти признаки характеризуют коммерческую деятельность организации. Так или иначе, ее основополагающей целью выступает максимизация прибыли.
Управление коммерческой деятельностью предприятия является одной из составляющих частей менеджмента. В его же основе лежит творческая деятельность руководства организации, направленная на изыскание способов и принятие решений, позволяющих не только выжить, но и успешно развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы за потребителя.
Осуществление и руководство коммерческой деятельностью современного предприятия требует от управляющего звена (руководителя) реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля. Все они по-своему важны и заслуживают внимания. Сам по себе процесс руководства коммерческой деятельностью требует не только обширных знаний, навыков и умений, но и несет в себе большую ответственность.
Требования, предъявляемые к руководителю коммерческой службы предприятия
Профессиональная деятельность руководителя коммерческих служб происходит в сфере товарного обращения. Ее начало лежит в организации производственными предприятиями сбыта продукции и заканчивается розничной продажей товаров конечному потребителю.
К руководителю коммерческой деятельности предъявляются серьезные требования, как в профессиональном, так и в личностном плане. Помимо наличия глубоких знаний в сфере коммерции, экономики и маркетинга руководитель коммерческой службы должен обладать определенными навыками в области переговоров и делового общения. При закупке и продаже товаров он должен быть способен принимать нестандартные решения.
Руководителя коммерческих служб современных предприятий отличает широкий круг обязанностей и большой охват сферы деятельности. В его юрисдикции оказывается широкий фронт работ, а под его управлением находятся маркетинговые и закупочные отделы, сферы продаж и логистики.
Современные компании принимают на должность руководителя коммерческой деятельности кандидатов, соответствующих ряду критериев, большая часть которых представлена на рисунке 2.
На практике особенно ценится предыдущий опыт работы, причем успешной работы. В качестве дополнительных требований зачастую предъявляется знание иностранного (как правило, английского) языка.
Рисунок 2. Требования, предъявляемые к руководителю коммерческой службы современного предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К руководителю коммерческой деятельности могут предъявляться и иные требования, отвечающие специфике деятельности конкретного предприятия.
Так или иначе, руководитель коммерческой деятельности призван на основе имеющихся у него профессиональных знаний, навыков и умений обеспечивать эффективнуюкоммерческую деятельность хозяйствующего субъекта, способствуя тем самым решению важной социально-экономической задачи, а именно – удовлетворению потребностей покупателей.