Сущность коммерческой деятельности
Коммерческую деятельность можно представить в виде части предпринимательской деятельности на товарных рынках. Коммерческая деятельность отличается от предпринимательской деятельности тем, что она не охватывает процесс изготовления продукции или оказания услуг.
Если рассматривать понятие коммерческой деятельности в широком смысле слова, то любая организация, которая предлагает на рынок продукты труда своих рабочих, участвует в процессе обмена, может относиться к категории коммерческих субъектов.
Важно учесть, что данные субъекты предполагают получение прибыли от продажи или сбыта продукции или оказания услуг. Данная прибыль должна превышать по размеру затраты на создание продукта, в этом случае деятельность можно квалифицировать в качестве коммерческой.
В деятельности коммерческого предприятия большое значение имеет передача информации как непременного и первостепенного фактора нормального функционирования предприятия. Большое значение имеет обеспечение оперативных и достоверных сведений.
Большое значение имеет внутрифирменная информация, которая способна решать задачи предприятия, технологических процессов, носит производственный характер.
Информация играет большую роль в ходе предоставления и принятия управленческих решений. Информация представляет собой фактор, с помощью которого обеспечивается снижение производственных издержек и рост эффективности производства. Особая роль информации заключается в прогнозировании рыночных процессов.
Значение информации в коммерческой деятельности
Основную роль информации можно представить в сведениях об отклонениях от плановых показателей, которые требуют принятия оперативных решений. Большую роль в принятии управленческих решений играет также научная и техническая информация, которая включает в себя научные знания, сведения об изобретениях, информацию о технических новинках своего предприятия и предприятий конкурентов.
Она представляет собой непрерывно пополняемый потенциал знаний о технических решениях, при практическом и своевременном применении которого происходит обеспечение для предприятия высокого уровня конкурентоспособности.
Информация является основой подготовки определённых докладов, предложений, отчётов в процессе выработки и принятия решений. Содержание по каждой конкретной информации может определяться потребностями управленческих звеньев и вырабатываемыми управленческими решениями.
Для информации предъявляются несколько требований:
- чёткость,
- краткость,
- достоверность,
- точность.
Внешняя информация играет большую роль для любого предприятия. Она поступает из внешней среды и чаще всего включает информацию о конъюнктуре, сложившейся на рынках. Большое значение эта информация имеет для предприятий, которые только собираются выходить на рынки. Она разрешает такие важные проблемы для предприятия: что производить, сколько производить и для кого выпускать продукцию.
Виды информации в коммерческой деятельности
Информация, которая используется в коммерческой деятельности, может быть нескольких видов. Двумя основными ее видами является промышленная и коммерческая информация.
Промышленная информация включает в себя сведения о способах производства, технических изобретениях, открытиях ноу-хау. Также сюда включена конструкторская документация и программное обеспечение.
Коммерческая информация включает в себя сведения о финансовом положении компании (бухгалтерскую отчетность), сведения о кредитах и банковских операциях, о заключенных договорах и контрагентах, о структуре капитала и планах инвестиций, стратегических маркетинговых планах, анализ конкурентоспособности продукции и клиентов, планы производственного развития, деловую переписку.
Совокупность этой информации может представлять разную ценность для самого предприятия, поэтому ее разглашение приводит к угрозе экономической безопасности различной степени тяжести. В соответствии с этим информация делится на три группы:
- информация открытого пользования для любых потребителей в любой форме,
- информация с ограниченным доступом, предназначенная для органов, которые обладают соответствующими законодательными и иными правами (полиция налоговая, прокуратура),
- информация только для сотрудников или руководства предприятия.
Информацию, которая относится ко второй и третьей группе, можно назвать конфиденциальной. Конфиденциальная информация включает документированную, зафиксированную на материальном носителе информацию, доступ к которой ограничен по законодательству Российской Федерации. Доля этой коммерческой информации представлена особым блоком и может относиться к коммерческой тайне.
Защита информации
Любое предприятие в своем функционировании имеет дело с большим количеством информации, но не всю информацию оно может сделать открытой или закрытой для внешних пользователей.
Защита информации часто является сложной проблемой коммерческого предприятия. С одной стороны предприятие должно предоставить максимальное количество информации о своей деятельности для контрагентов, кредиторов и потребителей. Это нужно для того, чтобы осуществлять более эффективную работу с ними.
С другой стороны предприниматели должны оградить некоторых лиц от информации, которая может представлять угрозу экономической безопасности.
Получить информацию о деятельности предприятия можно двумя способами: законным и незаконным. Через законный способ информация может быть получена из средств массовой информации, рекламных проспектов предприятия, статей о компании, с выставок и пресс-конференций. Эту информацию специально готовят работники предприятия для открытого пользования всеми заинтересованными структурами.
Незаконный способ передачи информации включает в себя получение информации, которая не предназначена для внешних пользователей без согласия руководителя предприятия. Такая информация может быть получена с нарушением действующего законодательства, что приводит к прямым экономическим потерям для предприятия или к упущенной выгоде.