Основы коммерческого знания
Психика – это совокупность особенностей характера, ряд характерных индивидуальных черт поведения человека, его внутренний мир и душевный склад.
Коммерческая психология - предмет профессиональной психологии, который, в первую очередь, подразумевает психологическую деятельность человека в коммерческих условиях, выраженную поведением, реакцией на те или иные раздражители и общей характеристикой психического состояния человека.
Успех коммерческой деятельности человека зависит непосредственно от его профессиональной направленности и подготовки, от знаний коммерческой психологии и этики, которая используется и характерна для того рода деятельности, в котором задействован индивид.
Коммерческая деятельность производителя - это умение учитывать все важнейшие этапы психологического развития в сфере торгового обслуживания, включать все мотивы, причины, цели, предпосылки, следствия и все факторы, которые так или иначе оказали влияние на приобретение клиентом того или иного товара.
К основным факторам коммерческой деятельности относятся: половые, национальные, возрастные, индивидуальные, территориальные и ситуационные. Помимо данных факторов необходимо учитывать роль производственной рекламы, ее методы и психологию влияния на розничного потребителя.
Коммерческая психология предлагает умение воспроизводить положительные впечатления в сознании покупателя, которые располагают его к приобретению продукции (не только покупателя, но и партнера, поставщика, посредника и др.).
Коммерческая сфера деятельности - фундамент торгового бизнеса, в котором сам коммерсант - непосредственная ключевая фигура торгового процесса.
Важнейшее качество, в том числе профессиональное качество коммерсанта – умение заключать честные, выгодные и открытые сделки с партнером. Данное личностно-профессиональное качество напрямую зависит профессиональной готовности коммерсанта производить подобного рода соглашения и сделки.
Таким образом, к основным профессиональным требованиям, необходимых коммерсанту, относят:
- закупка и продажа товаров, включая все внешнеэкономические операции;
- разработка стратегического маркетинга;
- управление и регулирование производительным процессом;
- бухгалтерский учет;
- понимание системы финансирования и налогообложения.
Столетие назад торговую деятельность рассматривали как сферу, не требующую глубокого изучения и исследования. Разумеется, сегодня подобная трактовка торгового бизнеса примитивна и абсурдна. Область познаний в торговой деятельность в значительно раз превышают многие научные сферы. Так, профессиональный коммерсант должен знать не менее чем профессиональный доктор, архитектор или инженер. Знания торгового бизнеса - неисчерпаемые и охватывают целую систему, в том числе и научных, предметов.
Этикет предпринимателя
С профессиональной точки зрения, предприниматель-коммерсант должен справляться с собственными профессиональными требованиями, которые заключаются в различных аспектах.
Во-первых, коммерсанту необходимо быть готовым рисковать и брать ответственность за последствие выбранного риска. Под понятием риском не понимается безрассудство и надежда на невиданный успех, а строгий расчет, который базируется на определенной рыночной ситуации. Умение рисковать в сфере бизнеса нераздельно связано со способностью прогнозировать последствия, как в случае оправданного, так и не оправданного риска.
Во-вторых, коммерсант обязан быть честным, надежным и верным относительно требований, которые предъявлены в его сфере деятельности, что подразумевает его позиционирование как надежного партнера на цивилизованном рынке.
В-третьих, предприниматель должен обладать определенными личностными качествами, которые делают его высоко-духовным лидером, способного переносить различного рода нагрузки и стрессы (иногда, работать по 16 часов в сутки и считать это совершенно приемлемым).
Деловая этика предпринимателя-коммерсанта подразумевает обладанием навыками профессионального поведения, следуя которому осуществляется успешность заключения договоров и сделок с партнерами.
К основным принципам коммерческой этики относят:
- правила представления себя и своих коллег;
- правила знакомства;
- правила поведения во время деловых встреч;
- правила деловых переписок и телефонных разговоров;
- требования к внешнему виду бизнесмена, деловой одежде;
- требования к манере говорить и речи;
- знание делового протокола своей сферы деятельности.
Таким образом, коммерсант должен приветствовать своих собеседников преимущественно первым, предпочтительно обращаться к ним по имени и отчеству. Должен быть всегда опрятен и одет в общий офисный дресс-код (к примеру, неправильно завязанный галстук или нечистые ботинки – первый признак нетребовательности коммерсанта к себе и безразличие его к окружающим, что также говорит о его рассеянности и несобранности).
Предпринимателю необходимо быть грамотным, логичным и последовательным в формулировании собственной речи, в которой эмоциональный окрас есть крайне желательно условие для делового контакта. Необходимо следить за правильным употреблением слов, за произношением и интонацией; избегать слов-паразитов, в том числе “так сказать”, “значит”, “понимаете” и др.; не формулировать речь в однотонных или категорических тонах.
Деловая переписка должна быть кратким и понятным письмом. Любое письмо следует начинать с обращением “уважаемый”, а в случае профессиональной дружбы – “дорогой”. Также не стоит забывать об общепринятых слов вежливости - “пожалуйста”, “до свидания”, “спасибо” и т.д.
Имидж в коммерческой деятельности
Как показывает рыночная практика, наблюдение за опытом работы различных производственных предприятий определяется конкурентоспособностью деятельности организации, на которую оказывают влияние множество факторов, к основным из которых принято относить имидж предприятия, что также является и имиджем его руководства.
Проблема выработки и понимания имиджа в настоящее время крайне актуальна, так как необходимость предприятия состоит в понимании и важности не только формулирования, но и развития имиджа. В экономической и маркетинговой литературе существует масса определений понятий корпоративного имиджа. Наиболее показательное определение и общепринятое дает С. Рид.
По С. Риду корпоративный имидж - это “лицо” предприятия, существующее в соответствии с целевой политикой деятельности компании и направленное на ее достижение.
Данное определение имиджа характеризуется основанием, которым является размещение целей деятельности компании, как и сама компания акцентирована на достижение поставленных целей.
Корпоративный имидж классифицируется по признакам, свойствам и сферам применения. Таким образом, имидж бывает:
- желаемый;
- реальный;
- традиционный;
- благоприятный;
- позитивный;
- идеализированный;
- новаторский.
Любое предприятие, как и любой коммерсант имеют собственный имидж того, каким видят компанию покупатели и партнеры бизнеса (реальный имидж). Компании имеют свой внешний имидж в глазах рыночной среды и собственного персонала, который может отличаться от действительного и являться таким образом внутренним или внешним имиджем.
Таким образом, коммерсанты заботятся о собственном имидже, постоянно совершенствуя его и следя за тем, каким он является в глазах потенциальных клиентов. Для того чтобы более точно понимать корпоративный имидж, необходимо рассматривать его как своеобразную структуру (модель).
Таким образом, имидж компании - непостоянный показатель, который зависит от различных рыночных и социальных факторов. Выработка положительного имиджа предприятия, развитие и поддержание его на необходимом уровне - важнейшая задача, от которой зависит общий статус организации, что является показателем успешности деятельности на рынке, лояльности клиентов и сотрудников, а также конкурентоспособности поставляемой продукции и услуг.
Классическое определение имиджа гласит: “это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению”.