Использование транспорта в производственной деятельности
Транспорт – это одна из отраслей народного хозяйства, позволяющая осуществлять перевозку благ и людей.
Транспорт на производстве предназначен для обеспечения экономических процессов, таких как:
- Формирование связи между внутрицеховыми видами транспорта и внешними видами.
- Рационализация использования различных видов транспорта.
- Обеспечение прямых транспортных коммуникаций.
Для каждого предприятия разрабатываются транспортно-технологические системы. Они берут за основу будущие производственные процессы, номенклатуру выпускаемой продукции, параметры технологической работы предприятия. Кроме того, транспортно-технологическая система учитывает последовательность работ внутри предприятия.
Расчетная формула технической готовности транспорта
Использование транспорта в производственной деятельности оценивается техническим состоянием транспорта, а также коэффициентом выпуска автомобилей на линию. Прежде всего рассчитывается коэффициент технической готовности транспорта к работе. Он рассчитывается по формуле:
Рисунок 1. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
где АДх – автодни на предприятии, АДрем – время простоя транспорта, связанное с ремонтом, АДто – время простоя транспорта по причине технического обслуживания.
Формула показывает, что основная задержка при эксплуатации производственного транспорта может быть вызвана плохим уровнем организации ремонтных и профилактических работ. Как правило, фактический показатель готовности отличается от планового. Эта диспропорция может быть вызвана рядом причин:
- пополнение новыми автомобилями;
- использование автомобильного транспорта для командировочных;
- сверхплановые простои по причине ремонтных работ;
- повторное техническое обслуживание;
- низкая пропускная способность пунктов технического обслуживания;
- изменение межремонтных пробегов.
Большое влияние на коэффициент технической готовности оказывает принцип эксплуатации автомобильного транспорта для производственных нужд.
Коэффициент выпуска автомобилей на линию
Основная цель управления транспортом на предприятии заключается в минимизации простоев. Однако, часто технически исправный транспорт может не эксплуатироваться по ряду причин:
- весенне-осенняя распутица;
- остановка работ по причине праздничных и выходных дней;
- отсутствие работ;
- неподготовленность грузов к перевозке;
- нехватка топлива;
- недостаток водителей.
Вышеперечисленные факторы влияют на выпуск на линию меньшего числа технически исправного транспорта. Для расчета применения автомобилей на линии используют соответствующий коэффициент, который рассчитывается по формуле:
Рисунок 2. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
где АДр – число отработанных дней, АДорг – простой, связанный с организационными причинами.
Оптимальным считается выпуск на линию всего технически исправного подвижного состава. В противном случае, происходит сбой в выполнении плана перевозок, нарушается работа водителей, что в свою очередь приводит к изменениям в графике технического обслуживания.
Для того, чтобы вычислить резервы для уравнивания соотношения между технической готовностью транспорта и числом автомобилей на линии используют анализ баланса автодней.