Понятие и сущность рентабельности
В современном производстве очень важным обстоятельством является вопрос выгодности выпускаемой продукции или выполняемой операции. Если термин «эффективность» характеризует больше качественный эффект (приносимую пользу), то количественный показатель характеризуется термином «рентабельность». Это категория, характеризующая уровень дохода (прибыли), которую приносят предпринимателю торгово-производственные операции.
Рентабельность - это такое состояние производства, при котором доходы от реализации продукции превышают сумму издержек производства данного товара.
Прибылью называют денежное выражение стоимости, полученной от реализации выпущенной продукции.
Она представляет собой сочетание результатов предпринимательской деятельности, объема и качества выпускаемой продукции, степени затрат труда работников предприятия (производительность труда), уровень себестоимости, и рыночной ситуации (особенно – спроса). Предпринимательский талант подразумевает не только умение сочетать, объединять все факторы производства для выпуска продукта. Важную роль играет и умение принять управленческое решение, рискнуть и нести ответственность за последствия данного решения.
Особенно важной рентабельность является в условиях современного рынка. Ведь необходимо обязательно учитывать наличие конкурентов, колебания спроса, изменения курсов валют и прочие обстоятельства. Уровень рентабельности является относительным показателем доходности предприятия. А абсолютной характеристикой доходности является размер (сумма) прибыли. Именно прибыль является важнейшим показателем экономической деятельности любого предприятия или организации.
Факторы, влияющие на рентабельность
На рентабельность работы предприятия оказывают влияние многочисленные факторы. Их условно можно объединить в две большие группы:
- внешние факторы (экзогенные):
- внутренние факторы (производственные).
К внешним факторам, влияющим на показатель рентабельности, относят, в первую очередь, экономическую политику государства, ее налоговую и кредитно-денежную систему. Сюда же можно отнести рыночную ситуацию. Это включает в себя наличие конкурентов, уровни цен на товары, соотношение спроса и предложения.
Важным экзогенным фактором является и географическое (вернее – экономико-географическое) положение предприятия. Сюда входит положение по отношению к рынкам сырья и продукции, природные условия и обеспеченность транспортом. Важным обстоятельством есть выход к морю или к государственной границе.
Внутренними факторами называют условия, созданные на предприятии.
Внутренние факторы определяются внутренней политикой целями предприятия. Сюда относятся условия труда работников, социальные гарантии для работников и членов их семей. Важное место занимает логистика и маркетинговая политика фирмы (компании, предприятия).
Виды рентабельности
В ходе развития экономической науки была разработана методика финансового анализа предприятия. При анализе работы предприятия и определения его доходности были выделены следующие виды рентабельности:
- рентабельность реализации (продаж);
- рентабельность капитала;
- рентабельность процесса производства.
При определении рентабельности капитала различают рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала. Рентабельность совокупного капитала представляет интерес для инвесторов. Она рассчитывается по формуле:
Рсов.к. = прибыль до налогообложения/всего источников средств
Рентабельность собственного капитала определяется отношением чистой прибыли к собственному капиталу:
Рсоб к = чистая прибыль/собственный капитал
Этот коэффициент является показателем прибыли от каждой инвестированной денежной единицы. Это важно для определения эффективности вложений в любой бизнес. Поэтому при многих расчетах и анализах данный коэффициент является базовым.
В категории рентабельности продаж (рентабельности реализации) выделяют валовую рентабельность реализованного продукта, операционную рентабельность реализованного товара и чистую рентабельность проданного товара. Они определяются отношением, соответственно, валовой прибыли, операционной прибыли или чистой прибыли к выручке от реализации произведенного товара.
Рентабельность производства включает в себя валовую рентабельность производства и чистую рентабельность производства. Как и в предыдущем случае, она определяется отношением валовой прибыли или чистой прибыли к себестоимости производимой продукции.
Показатели рентабельности
Показателями рентабельности называются основные характеристики финансово-экономической деятельности предприятия. К таковым относятся:
- коэффициент рентабельности всего капитала;
- коэффициент рентабельности производства;
- коэффициент рентабельности продаж;
- коэффициент рентабельности оборотных активов;
- коэффициент рентабельности необоротных активов.
Они определяются с помощью несложных формул. Коэффициент рентабельности всего капитала вычисляется таким образом:
Крк = чистая прибыль / итог баланса $\cdot$ 100%
Для вычисления коэффициента рентабельности производства используют формулу:
Крп = чистая прибыль/ выручка $\cdot$ 100%
Вычилить коэффициент рентабельности продаж позволяет такая формула:
Крпр = чистая прибыль/ выручка Крпр = чистая прибыль/ выручка $\cdot$ 100%
Если необходимо вычислить коэффициент рентабельности активов, используют отношение чистой прибыли к оборотным или необоротным активам и умножают на 100%.
Применение всех этих коэффициентов позволяет при анализе получить полную картину рентабельности предприятия на всех уровнях и фазах производства. Так, показатели рентабельности капитала свидетельствуют об обще состоянии дел на предприятии и позволяют оценить его ресурсы. Коэффициент рентабельности производства дает возможность судить об эффективности самого производства и степени выгодности выпуска той или иной продукции. Коэффициент рентабельности продаж показывает долю прибыли предприятия в каждой заработанной денежной единице (рубле, долларе, евро и т.п.). Он позволяет сравнить свои показатели с аналогичными показателями конкурентов. Кроме этого можно составить прогноз дальнейшего развития рынка.