Экономика предприятия. Прибыль и рентабельность
Экономика любой страны представлена совокупностью экономических отношений между хозяйствующими субъектами, государством и домашними хозяйствами. Главную роль в формировании национального дохода играют предприятия крупного, среднего и малого бизнеса. Кроме того, коммерческие организации связывают государство и население.
Предприятие - это хозяйствующий субъект, занимающийся производством экономических благ, а именно, продукции или услуг, целью деятельности которого является получение прибыли и удовлетворение общественного спроса.
Сам хозяйствующий субъект может быть рассмотрен как экономическая система. Для изучения и анализа хозяйственной деятельности субъекта из экономической теории была выделена отдельная дисциплина – экономика предприятия. Связанно это с тем, что данная наука рассматривает внутреннее экономическое устройство хозяйствующего субъекта, и в отличие от микроэкономического подхода, рассматривает спрос, как внешний фактор.
Сложность внутренней структуры предприятия определяет его экономические задачи. Важнейшими из них являются:
- анализ внешних факторов рынка;
- инновационную деятельность;
- непосредственное производство (создание экономического блага, разработка ассортимента);
- сбыт и продажная деятельность;
- рациональное обеспечение ресурсами и материалами;
- ценообразование, отвечающее экономическим целям субъекта;
- отчетность на основании периодического учета показателей;
- организация и оплата труда;
- природоохранная деятельность;
- социальные мероприятия (стимулирование труда, соблюдение норм условий труда, разработка и внедрение социальной поддержки работников).
Для того, чтобы понимать успешность управленческих решений необходимо определить показатели, которые будут их характеризовать. Предприниматели ориентируются на два типа данных: полученная прибыль и рентабельность.
Прибыль является финансовым результатом хозяйственной деятельности, выраженным отношением совокупного дохода к затратам в ходе производства, сбыта и продажи.
Рентабельность же определяет эффективность, использованных ресурсов и финансовых средств.
Этот показатель позволяет определить не только рациональность принятых и внедренных в процесс решений, а также дает возможность увидеть слабые места в структуре коммерческого субъекта. Рентабельность можно рассчитывать относительно определенных сфер производства, продаж, выпуска и так далее, то есть практически любой показатель хозяйственной деятельности может быть проанализирован. В свою очередь, это дает возможность скорректировать функционирование хозяйствующего субъекта или отдельных его составляющих.
Норма рентабельности
Себестоимость является одним из важнейших параметров в хозяйственной деятельности. Она не только отражает постоянные и переменные затраты в ходе производства, но также выступает базой для расчета цен, нормы прибыли, нормы рентабельности. Кроме того, она выступает индикатором позитивных или негативных изменений внутри производственной цепи, либо на этапах сбыта и продажи продукции.
Норма рентабельности - это отношение итоговой прибыли к использованным основным и оборотным фондам, либо отношение прибыли к себестоимости продукции.
Данный показатель позволяет проанализировать эффективность затрат в ходе производства.
То есть, норма рентабельности показывает насколько рационально используются:
- ресурсы;
- производственные мощности;
- труд;
- финансовые средства.
Помимо производственной эффективности, данный показатель позволяет оценить мероприятия по транспортировке продукции, ее доставке, расхода в процессе продажи, давая возможность определить доход с одного вложенного рубля.
При расчетах важно выделить себестоимость продукции в момент реализации, затраты на производство и затраты на управление процессом.
В общем виде норма рентабельности рассчитывается следующим образом:
$R$ = (Полученная прибыль/показатель, относительно которого ведется расчет) $\cdot$ 100%
Резервы рентабельности
Анализ хозяйственной деятельности на основе расчетов о рентабельности позволяет определить области функционирования предприятия, требующие корректировки со стороны административного аппарата.
Рентабельность связана со многими параметрами производственного процесса, а именно, с себестоимостью, оборачиваемостью продукции и активов, фондоемкостью товаров.
Как правило, данный показатель рассчитывается на основании двух видов прибыли – чистой и балансовой.
Если брать в расчет показатель рентабельности на основе балансового дохода, то его резервы представлены приростом прибыли, рациональностью использования капитала и скоростью движения оборачиваемых средств.
В свою очередь прибыль может быть увеличена за счет повышения объемов выпускаемой продукции, переориентированием производства в сторону более рентабельных товарных групп, увеличения цен на оптовые поставки, улучшения качества производимых товаров.
Для капвложений при уменьшении их среднегодовой стоимости создается резерв рентабельности за счет возрастания уровня удельной прибыли и уменьшения амортизации.
Если же показатель доходности рассчитывается на основании данных о чистой прибыли, то резервы рентабельности находятся в части снижения налоговой базы.
В более общей форме, предприниматель для повышения эффективности своего хозяйствующего субъекта может реализовать следующие изменения:
- модернизация и техническое переоснащение производства, как следствие повышение качества выпускаемой продукции;
- улучшение свойств товаров позволит захватить большую долю рынка;
- проведение маркетинговых мероприятий;
- оптимизация работы персонала;
- внедрять методы по снижению себестоимости продукции;
- расширять и диверсифицировать собственное производство и торговые группы.
То есть, для повышения рациональности использования ресурсов, производственных мощностей, каналов сбыта, а так же продажи продукции, предпринимателю необходимо проводить систематический анализ показателей прибыли и рентабельности с целью принятия эффективных управленческих решений.