Прибыль – это объект, на получение которого ориентирована деятельность индивидуальных предпринимателей и предприятий (коммерческих организаций).
Понятие и значение прибыли
Получение прибыли является главной целью деятельности хозяйствующих субъектов – индивидуальных предпринимателей и коммерческих предприятий. Прибылью называется положительная разница между совокупной выручкой (денежными поступлениями) хозяйствующего субъекта и его совокупными издержками (денежными выплатами) за определенный период времени (календарный год или производственный цикл).
Наличие прибыли позволяет собственникам предприятия не только получать вознаграждение за приложенные усилия к ведению экономической деятельности, но финансировать дальнейшее развитие производственной единицы: модернизировать оборудование, обновлять ассортимент, диверсифицировать капитал и т. д.
Следовательно, прибыль является обязательной составляющей любой экономической (предпринимательской) деятельности. Поэтому, в первую очередь, предпринимателям нужно обратить свое внимание на выявление и раскрытие источников образования прибыли.
Источники образования прибыли хозяйствующего субъекта
Хозяйствующий субъект может формировать свою прибыль из разных источников. В настоящее время действует следующая классификация источников образования прибыли:
- Производственная (предпринимательская) деятельность – возмездное (т.е. оплачиваемое третьими лицами) изготовление товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- Инновационная деятельность – это разработка новых технологий производства и их непосредственное внедрение в собственную операционную деятельность;
- Инвестиционная деятельность – это вложение временно свободных денежных средств в реализацию инвестиционных проектов (например, открытие предприятия, строительство здания и т.д.) или их использование для формирования портфеля ценных бумаг;
- Финансовая деятельность – включает в себя предоставление займов и получение за это процентов, размещение денежных средств в финансово-кредитных учреждениях и получение за это дивидендов, купле-продажу валюты и т.д.;
- Оказание дополнительных услуг – совершение экономических действий, которые не считаются профильными.
В условиях подобного разнообразия источников образования прибыли хозяйствующим субъектам остается выбрать для себя наиболее важные и перспективные пути получения прибыли. Причем в решении этой задачи еще заинтересовано и общество, поскольку именно за счет прибыли финансируется выплата рабочим заработной платы и перечисление в государственный бюджет налоговых платежей.
Пути повышения рентабельности производства
Выявление и развитие источников образования прибыли неразрывно связано с определением путей повышения рентабельности производства. Если прибыль – это финансовый результат предпринимательской деятельности, то рентабельность – это показатель, критерий, с помощью которого можно дать оценку конкретному финансовому результату в сравнении с конкурентами, текущим состоянием отрасли, региона, экономики в целом.
Рентабельность производства отражает эффективность работы хозяйствующего субъекта за рассматриваемый период. Поэтому повышение рентабельности будет означать оптимизацию производственной деятельности (в целом или только в некотором ее аспекте).
Рентабельность представляет собой относительный показатель. Т.е. она равна отношению одного абсолютного показателя к другому. В числителе обычно стоит прибыль. Однако в расчетах могут использоваться различные разновидности прибыли: валовая, до налогообложения, чистая и т.д.
В качестве знаменателя может быть использован практически любой другой показатель хозяйственной деятельности предприятия, который способен быть выражен в денежной форме. Например, используют показатели выручки, средних стоимостей активов, собственного капитала, товарно-материальных запасов и т.д.
Как показывает практика, рентабельность производства, прежде всего, может быть повышена за счет правильного определения оптимального количества ресурсов, используемых в производственном процессе (в частности, снижение затрат на энергоресурсы, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов). На значение рентабельности положительно отразится повышение конкурентоспособности продукции.
В последние годы распространение получили такие методы, как использование факторинга и приобретение основных средств производства через механизм лизинга. В то же время широко используют и традиционные приемы: увеличение объема выпускаемой продукции и сдача имущества в аренду.
Для увеличения объема реализации выпущенной продукции и расширения рынка сбыта продукции предприятия зачастую более широко используют рекламу. Проведение маркетинговых исследований позволит выявить текущий спрос потребителей, вслед за чем можно будет соответствующим образом изменить структуру производства продукции.
Понять, с помощью чего может быть повышена рентабельность производства, также поможет проведение анализа безубыточности компании.
Если у работников повысить материальную заинтересованность в результатах своего труда, то следствием этого станет повышение производительности труда. Этого можно добиться еще в результате применения современных методов организации труда, повышения квалификации работников, сокращения численности управленческого персонала, создания в трудовом коллективе благоприятного социально-психологического климата и т.д.
Кроме того, не стоит забывать про осуществление контроля за своевременным и полным выполнением принятых управленческих решений, что в итоге должно привести к более эффективной работе предприятия, т.е. повышению рентабельности производства.