Понятие качества продукции
Качество продукции – это набор характеристик блага, которые могут удовлетворять потребности покупателей.
Свойства и особенности товара должны полностью соответствовать совокупности требований, предъявляемых потребителями. В экономике характеристики блага связывают с его способностью приносить полезность. Полезность может быть субъективной и объективной. Важно помнить, что субъективная оценка качества продукции сложно измерима, так как зависит от ожиданий, предпочтений индивида. Считается, что полезность блага тем выше, чем большее число покупателей его приобретают. Она является важным условием для обретения благом ценности и меновой стоимости. Таким образом, качество продукции проявляется в требованиях и ожиданиях, которые формируют потенциальные покупатели.
Фундаментальная наука произвела подмену понятий качества и полезности. Однако, товар сохраняет свое качество, даже не принося полезность отдельному лицу. Оно является неопределенным понятием, так как охватывает характеристики, которые формируются в процессе производства товара.
Качество готовой продукции подвергается влиянию следующих факторов:
- Уровень потребностей покупателей.
- Доступность факторов производства.
- Регулирующее законодательство.
- Материальное обеспечение производства.
- Совершенство проекта.
- Особенности технологического процесса.
- Обеспечение стабильности функционирования предприятия.
Важными элементами управления качества являются: маркетинговое продвижение, связи с заказчиками, продуктивные отношения с ними, своевременное реагирование на проблемы с качеством. Распространение рыночных отношений требует от производителей соблюдения стандартов качества продукции, в противном случае, они могут быстро потерять существенную долю потребительского рынка.
Основой конкурентоспособности предприятия на рынке является его способность поддерживать качество готовой продукции, а также вносить изменения в ее производство, способствующие росту качества.
Принципы управления качеством продукции
Управление качеством готовой продукции является одной из приоритетных задач при организации предпринимательской деятельности. Оно необходимо для обеспечения, поддержания и улучшения необходимого уровня производства. Управление подразумевает наличие стратегического плана, согласно которому вносятся коррективы в практическую деятельность в случае выявления несоответствий или проблем. Качество продукции для предприятия определяется следующими соответствиями:
- Соответствие потребностям потребителей выбранного сегмента рынка.
- Соответствие сфере применения и назначения.
- Способность удовлетворять потребности покупателей.
- Соответствие установленным стандартам, техническим нормам.
- Удовлетворение требований действующего законодательства.
- Способность приносить прибыль.
Качество является результатом системного подхода. Для его управления могут применяться различные методы, наиболее подходящие для решения поставленных задач. Экономические методы обеспечивают условия, побуждающие изобретательскую деятельность коллектива. Организационно-распорядительные методы направлены на унификацию производственных процессов, формирования единого понимания результата хозяйственной деятельности.
Комплекс мероприятий по управлению качеством призван улучшать экономическое положение предприятия, повышать технический уровень продукции, удовлетворять требования покупателей, осваивать инновации, увеличивать срок полезного использования и развивать сопутствующий сервис.
Управление качеством подразумевает установление обратной связи с покупателями, в целях его улучшения и сохранения соответствия ожиданиям. Кроме того, важно постоянно вносить рационализаторские и изобретательские предложения, способные создать принципиально новые характеристики продукции.
Инновационный путь в управлении качеством
Инновации являются практически единственным способом повышения конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики. Особенно внедрение технических и технологических новшеств важно при работе с продукцией. Ее качество определяет успешность сбыта, результативный доход, а также умение компании выстраивать отношения с покупателями для учета их потребностей и интересов.
Внедрение инноваций в хозяйственную деятельность проходит несколько стадий, прежде чем закрепляется в ней. Инновационный проект должен пройти весь воспроизводственный цикл от разработки и производства до распределения и обмена. При создании проекта важно учитывать потребности покупателей. На данном этапе возникают сложности с выбором оптимальной идеи и подбором инструментов для ее реализации.
Результат инновационного проекта сложно спрогнозировать, что повышает риск несовпадения реальных итогов с ожидаемыми. Высокие риски снижают инвестиционный потенциал проекта, желание владельцев капитала вкладываться в новые идеи при наличии отлаженного производственного процесса. Важным элементом является наличие творческих способностей у исполнителей. Требуется модификация производственного цикла с целью обеспечения непрерывности улучшения качества. Инновационный проект имеет множество вариантов реализации, поэтому требует новых подходов к его организации. Внесение инновационных изменений в производственный процесс требует определенной доли гибкости и готовности руководителей вносить соответствующие изменения в устоявшиеся нормы управления.
Внедрение инноваций в части управления качеством предполагает, что учет новых свойств и характеристик готового товара будет производиться еще на этапе подготовки. Весь процесс, связанный с внесением инновационных изменений должен отслеживаться и контролироваться для сбора информации и ее анализа. Неопределенность результата предполагает множество вариантов реализации проекта, поэтому тестирование оптимальных версий является неотъемлемой частью инновационного подхода к управлению качеством.