Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Формирование себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Формирование себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии
Определение 1

Себестоимость продукции – это стоимостная оценка всех видов ресурсов, которые используются хозяйствующими субъектами в процессе ее производства и реализации.

Экономическая сущность себестоимости продукции (работ, услуг)

Одной из самых важных категорий экономической науки и практики является категория себестоимости. В самом общем виде она представляет собой денежную форму всех видов затрат, которые предприятие вынуждено нести в процессе производства и реализации конкретной продукции (товара, работы, услуги). Затраты предприятия в данном случае многообразны, они включают в себя и трудовые, и природные, и материальные, и финансовые ресурсы. Но все они приводятся к стоимостной оценке и приобретают, тем самым, форму себестоимости.

Себестоимость продукции может быть определена как с количественной, так и с качественной точки зрения.

  • Количественная определенность категории себестоимости сводится к отражению в ней тех затрат, которые необходимы для обеспечения простого воспроизводства. Отражаются они в форме обусловленного текущей деятельностью размера денежной суммы.
  • Качественная определенность категории себестоимости выражается через конкретные результаты хозяйственной деятельности, что по сути является отражением степени того, как предприятие использует свой основной и оборотный капитал.

Возможность рассмотрения себестоимости как с той, так и с другой стороны позволяет экономическим субъектам использовать эту категорию для интегральной характеристики уровня их хозяйственной деятельности.

В качестве конечного показателя работы предприятия многие экономисты предлагают рассматривать (помимо доходов и прибыли) себестоимость производства и реализации продукции. При этом необходимо отличать себестоимость продукции от ее стоимости, которая дополнительно включает в себя величину фонда накопления предприятия.

Готовые работы на аналогичную тему

Экономическая сущность себестоимости продукции во многом выражается через выполнение этой категорией следующих функций:

  • учетная функция – себестоимость не позволяет предприятию выпускать из внимания осуществление в процессе производства и реализации продукции всех видов затрат, которые фиксируются в специальных информационных формах, а затем используются в целях расчета оптовых цен и определения плановых показателей прибыли и рентабельности;
  • контрольная функция – себестоимость заставляет осуществлять постоянный контроль за инициацией, фактическим совершением и оформлением затрат на предприятии;
  • аналитическая функция – себестоимость выступает как экономический показатель, который позволяет детально изучить вопросы, связанные с определением наиболее эффективных масштабов производства, принимаемых управленческих решений, капитальных вложений и т.д.

Виды себестоимости продукции (работ, услуг)

Себестоимость – это комплексная категория, которая может быть рассмотрена с разных сторон. Этот факт обуславливает многообразие признаков, по которым классифицируют себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятии.

Прежде всего, акцентируют внимание на то, в каком месте, моменте хозяйственной деятельности у предприятия возникли затраты. По этому признаку выделяют следующие разновидности:

  • цеховая себестоимость – это затраты на приобретение основных и расходных материалов, на их амортизацию, на выплату рабочим заработной платы;
  • производственная (фабрично-заводская) себестоимость – включает в себя цеховую себестоимость и затраты на ремонтирование зданий и на выплату управленческому составу заработной платы;
  • полная себестоимость – включает в себя производственную себестоимость и затраты на реализацию продукции (тара, транспортировка, послепродажное обслуживание и т.п.).

Себестоимость также играет важную роль в бухгалтерском учете, в рамках которого ее величину рассчитывают по валовой, товарной, реализованной продукции.

Еще имеет значение и уровень, на котором производится расчет себестоимости. Так, выделяют индивидуальный уровень, т.е. себестоимость рассчитывается в отношении одного отдельно взятого предприятия, и среднеотраслевой уровень, на котором агрегируют сведения, полученные ото всех предприятий, составляющих определенную отрасль экономики.

Руководители предприятия пользуются другими понятиями. Поэтому для них рассчитывают и анализируют величины других разновидностей себестоимости продукции - расчетную себестоимость, плановую себестоимость и отчетную (фактическую) себестоимость.

Особенности формирования себестоимости продукции на предприятии

Формирование себестоимости представляет собой процесс поэлементного учета затрат, которые возникают в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг), Прежде всего, их изначальная стоимостная оценка определяется по первичным учетным документам (чекам, договорам, экспертным заключениям, нормативам и т.п.). Затем они переносятся в бухгалтерские регистры, где их агрегируют в отношении каждого вида продукции. Таким образом, определяется итоговая себестоимость продукции, что является основой для ценообразования.

Особенностью формирования себестоимости продукции является поэлементный учет затрат. Так, выделяют следующие виды затрат:

  • на подготовку и освоение производства;
  • на оплату труда;
  • на использование природных ресурсов;
  • на совершенствование технологии и организации производства;
  • на проведение текущего, среднего и капитального ремонта;
  • на обеспечение безопасности на производстве и нормальных условий труда;
  • на осуществление рационализаторских предложений;
  • на подбор кадров, их подготовку и переподготовку;
  • на гарантийное обслуживание;
  • на оплату услуг банков и страховых компаний;
  • на упаковку, хранение и транспортировку продукции.

Таким образом, каждый имеющий место быть в процессе производства и реализации продукции случай затрачивания ресурсов учитывается, что способствует формированию итоговой себестоимости продукции.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Любовь Владимировна Мурлаева

Эксперт по предмету «Экономика предприятия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис