Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии

Определение 1

Себестоимость продукции – это стоимостная оценка всех видов ресурсов, которые используются хозяйствующими субъектами в процессе ее производства и реализации.

Экономическая сущность себестоимости продукции (работ, услуг)

Одной из самых важных категорий экономической науки и практики является категория себестоимости. В самом общем виде она представляет собой денежную форму всех видов затрат, которые предприятие вынуждено нести в процессе производства и реализации конкретной продукции (товара, работы, услуги). Затраты предприятия в данном случае многообразны, они включают в себя и трудовые, и природные, и материальные, и финансовые ресурсы. Но все они приводятся к стоимостной оценке и приобретают, тем самым, форму себестоимости.

Статья: Формирование себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Себестоимость продукции может быть определена как с количественной, так и с качественной точки зрения.

  • Количественная определенность категории себестоимости сводится к отражению в ней тех затрат, которые необходимы для обеспечения простого воспроизводства. Отражаются они в форме обусловленного текущей деятельностью размера денежной суммы.
  • Качественная определенность категории себестоимости выражается через конкретные результаты хозяйственной деятельности, что по сути является отражением степени того, как предприятие использует свой основной и оборотный капитал.

Возможность рассмотрения себестоимости как с той, так и с другой стороны позволяет экономическим субъектам использовать эту категорию для интегральной характеристики уровня их хозяйственной деятельности.

В качестве конечного показателя работы предприятия многие экономисты предлагают рассматривать (помимо доходов и прибыли) себестоимость производства и реализации продукции. При этом необходимо отличать себестоимость продукции от ее стоимости, которая дополнительно включает в себя величину фонда накопления предприятия.

«Формирование себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Экономическая сущность себестоимости продукции во многом выражается через выполнение этой категорией следующих функций:

  • учетная функция – себестоимость не позволяет предприятию выпускать из внимания осуществление в процессе производства и реализации продукции всех видов затрат, которые фиксируются в специальных информационных формах, а затем используются в целях расчета оптовых цен и определения плановых показателей прибыли и рентабельности;
  • контрольная функция – себестоимость заставляет осуществлять постоянный контроль за инициацией, фактическим совершением и оформлением затрат на предприятии;
  • аналитическая функция – себестоимость выступает как экономический показатель, который позволяет детально изучить вопросы, связанные с определением наиболее эффективных масштабов производства, принимаемых управленческих решений, капитальных вложений и т.д.

Виды себестоимости продукции (работ, услуг)

Себестоимость – это комплексная категория, которая может быть рассмотрена с разных сторон. Этот факт обуславливает многообразие признаков, по которым классифицируют себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятии.

Прежде всего, акцентируют внимание на то, в каком месте, моменте хозяйственной деятельности у предприятия возникли затраты. По этому признаку выделяют следующие разновидности:

  • цеховая себестоимость – это затраты на приобретение основных и расходных материалов, на их амортизацию, на выплату рабочим заработной платы;
  • производственная (фабрично-заводская) себестоимость – включает в себя цеховую себестоимость и затраты на ремонтирование зданий и на выплату управленческому составу заработной платы;
  • полная себестоимость – включает в себя производственную себестоимость и затраты на реализацию продукции (тара, транспортировка, послепродажное обслуживание и т.п.).

Себестоимость также играет важную роль в бухгалтерском учете, в рамках которого ее величину рассчитывают по валовой, товарной, реализованной продукции.

Еще имеет значение и уровень, на котором производится расчет себестоимости. Так, выделяют индивидуальный уровень, т.е. себестоимость рассчитывается в отношении одного отдельно взятого предприятия, и среднеотраслевой уровень, на котором агрегируют сведения, полученные ото всех предприятий, составляющих определенную отрасль экономики.

Руководители предприятия пользуются другими понятиями. Поэтому для них рассчитывают и анализируют величины других разновидностей себестоимости продукции - расчетную себестоимость, плановую себестоимость и отчетную (фактическую) себестоимость.

Особенности формирования себестоимости продукции на предприятии

Формирование себестоимости представляет собой процесс поэлементного учета затрат, которые возникают в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг), Прежде всего, их изначальная стоимостная оценка определяется по первичным учетным документам (чекам, договорам, экспертным заключениям, нормативам и т.п.). Затем они переносятся в бухгалтерские регистры, где их агрегируют в отношении каждого вида продукции. Таким образом, определяется итоговая себестоимость продукции, что является основой для ценообразования.

Особенностью формирования себестоимости продукции является поэлементный учет затрат. Так, выделяют следующие виды затрат:

  • на подготовку и освоение производства;
  • на оплату труда;
  • на использование природных ресурсов;
  • на совершенствование технологии и организации производства;
  • на проведение текущего, среднего и капитального ремонта;
  • на обеспечение безопасности на производстве и нормальных условий труда;
  • на осуществление рационализаторских предложений;
  • на подбор кадров, их подготовку и переподготовку;
  • на гарантийное обслуживание;
  • на оплату услуг банков и страховых компаний;
  • на упаковку, хранение и транспортировку продукции.

Таким образом, каждый имеющий место быть в процессе производства и реализации продукции случай затрачивания ресурсов учитывается, что способствует формированию итоговой себестоимости продукции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot