Себестоимость продукции – это стоимостная оценка всех видов ресурсов, которые используются хозяйствующими субъектами в процессе ее производства и реализации.
Экономическая сущность себестоимости продукции (работ, услуг)
Одной из самых важных категорий экономической науки и практики является категория себестоимости. В самом общем виде она представляет собой денежную форму всех видов затрат, которые предприятие вынуждено нести в процессе производства и реализации конкретной продукции (товара, работы, услуги). Затраты предприятия в данном случае многообразны, они включают в себя и трудовые, и природные, и материальные, и финансовые ресурсы. Но все они приводятся к стоимостной оценке и приобретают, тем самым, форму себестоимости.
Себестоимость продукции может быть определена как с количественной, так и с качественной точки зрения.
- Количественная определенность категории себестоимости сводится к отражению в ней тех затрат, которые необходимы для обеспечения простого воспроизводства. Отражаются они в форме обусловленного текущей деятельностью размера денежной суммы.
- Качественная определенность категории себестоимости выражается через конкретные результаты хозяйственной деятельности, что по сути является отражением степени того, как предприятие использует свой основной и оборотный капитал.
Возможность рассмотрения себестоимости как с той, так и с другой стороны позволяет экономическим субъектам использовать эту категорию для интегральной характеристики уровня их хозяйственной деятельности.
В качестве конечного показателя работы предприятия многие экономисты предлагают рассматривать (помимо доходов и прибыли) себестоимость производства и реализации продукции. При этом необходимо отличать себестоимость продукции от ее стоимости, которая дополнительно включает в себя величину фонда накопления предприятия.
Экономическая сущность себестоимости продукции во многом выражается через выполнение этой категорией следующих функций:
- учетная функция – себестоимость не позволяет предприятию выпускать из внимания осуществление в процессе производства и реализации продукции всех видов затрат, которые фиксируются в специальных информационных формах, а затем используются в целях расчета оптовых цен и определения плановых показателей прибыли и рентабельности;
- контрольная функция – себестоимость заставляет осуществлять постоянный контроль за инициацией, фактическим совершением и оформлением затрат на предприятии;
- аналитическая функция – себестоимость выступает как экономический показатель, который позволяет детально изучить вопросы, связанные с определением наиболее эффективных масштабов производства, принимаемых управленческих решений, капитальных вложений и т.д.
Виды себестоимости продукции (работ, услуг)
Себестоимость – это комплексная категория, которая может быть рассмотрена с разных сторон. Этот факт обуславливает многообразие признаков, по которым классифицируют себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятии.
Прежде всего, акцентируют внимание на то, в каком месте, моменте хозяйственной деятельности у предприятия возникли затраты. По этому признаку выделяют следующие разновидности:
- цеховая себестоимость – это затраты на приобретение основных и расходных материалов, на их амортизацию, на выплату рабочим заработной платы;
- производственная (фабрично-заводская) себестоимость – включает в себя цеховую себестоимость и затраты на ремонтирование зданий и на выплату управленческому составу заработной платы;
- полная себестоимость – включает в себя производственную себестоимость и затраты на реализацию продукции (тара, транспортировка, послепродажное обслуживание и т.п.).
Себестоимость также играет важную роль в бухгалтерском учете, в рамках которого ее величину рассчитывают по валовой, товарной, реализованной продукции.
Еще имеет значение и уровень, на котором производится расчет себестоимости. Так, выделяют индивидуальный уровень, т.е. себестоимость рассчитывается в отношении одного отдельно взятого предприятия, и среднеотраслевой уровень, на котором агрегируют сведения, полученные ото всех предприятий, составляющих определенную отрасль экономики.
Руководители предприятия пользуются другими понятиями. Поэтому для них рассчитывают и анализируют величины других разновидностей себестоимости продукции - расчетную себестоимость, плановую себестоимость и отчетную (фактическую) себестоимость.
Особенности формирования себестоимости продукции на предприятии
Формирование себестоимости представляет собой процесс поэлементного учета затрат, которые возникают в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг), Прежде всего, их изначальная стоимостная оценка определяется по первичным учетным документам (чекам, договорам, экспертным заключениям, нормативам и т.п.). Затем они переносятся в бухгалтерские регистры, где их агрегируют в отношении каждого вида продукции. Таким образом, определяется итоговая себестоимость продукции, что является основой для ценообразования.
Особенностью формирования себестоимости продукции является поэлементный учет затрат. Так, выделяют следующие виды затрат:
- на подготовку и освоение производства;
- на оплату труда;
- на использование природных ресурсов;
- на совершенствование технологии и организации производства;
- на проведение текущего, среднего и капитального ремонта;
- на обеспечение безопасности на производстве и нормальных условий труда;
- на осуществление рационализаторских предложений;
- на подбор кадров, их подготовку и переподготовку;
- на гарантийное обслуживание;
- на оплату услуг банков и страховых компаний;
- на упаковку, хранение и транспортировку продукции.
Таким образом, каждый имеющий место быть в процессе производства и реализации продукции случай затрачивания ресурсов учитывается, что способствует формированию итоговой себестоимости продукции.