Прибыль
Прибыль – это положительная разница между полученными фирмой за определенный период времени доходами и понесенными ею в ходе производственной деятельности расходами.
Цель предпринимательской деятельности заключается в регулярном извлечении прибыли. Прибыль представляет собой часть выручки, которая остается у предприятия после выплаты всех обязательных налогов и взносов.
Существует разница между бухгалтерским пониманием прибыли и экономическим. В бухгалтерском учете отражаются все доходы и расходы, принятые к учету. Экономическая прибыль учитывает упущенные выгоды, которые возникают при принятии предпринимателем того или иного управленческого решения. Он отказывается от возможных источников доходов в пользу более выгодных по его мнению.
Экономические школы уделяли много внимания проблеме формирования прибыли. Существует несколько объективных и субъективных теорий, объясняющих источники получения дохода.
Всю полученную предприятием прибыль называют валовой. Из нее рассчитываются с налоговыми органами, кредиторами, оплачивают аренду, вносят средства во внебюджетные фонды. Полученный остаток называется чистой прибылью. Это та часть дохода, которая идет на собственные нужды предприятия, на воспроизводственную деятельность, выплаты дивидендов и удовлетворение интересов собственника ресурсов.
Прибыль выступает источником информации для руководителя, так как свидетельствует о качестве и эффективности использования доступных ресурсов. Таким образом, руководитель предприятия или предприниматель планирует ожидаемый доход. Затем фактические данные сопоставляет с планируемыми, чтобы выявить причины неполучения прибыли. Такой подход дает возможность выявить сложности, неиспользуемые резервы и внести изменения в действующую систему менеджмента.
Особенности совершенной конкуренции
Отличительной особенностью рыночной системы хозяйствования является конкуренция. Она возникает потому что субъекты экономики действуют независимо в собственных интересах. В какой-то момент их интересы начинают пересекаться, что вызывает соперничество. Конкуренция в реальной деятельности называется несовершенной. Она характеризуется следующими параметрами:
- Асимметричность информации.
- Сложность входа на рынок.
- Большое число продавцов.
- Разнородность продукции.
Изначально теоретики рассматривали систему совершенной конкуренции, где продукция однородная, действует правило, что масштабы производителей и объемы их выпуска малы относительно емкости рынка. То есть производители не могут диктовать свои условия экономической системе. Все экономические агенты находятся в равных условиях и обладают полным доступом к рыночной информации.
Модель совершенной конкуренции в реальности не встречается. Однако она нужна в качестве эталона. Она дает возможность проанализировать отклонения в деятельности компании или определить направления ее деятельности с условием максимальной эффективности использования имеющихся ресурсов.
Совершенная конкуренция позволяет оценить работу любой рыночной структуры, а также оптимальность и рациональной экономической политики государства. Фирмы не могут влиять на цену, объем выпуска. Равновесие достигается за счет установления баланса между предложением и спросом, то есть за счет работы рыночного механизма. Исследование модели совершенной конкуренции дает представлении о том, как запустить работу механизма или поддержать его в условиях цикличности.
Формирование прибыли и проблема ее максимизации в условиях совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция ведет к тому, что спрос на продукцию отдельного продавца будет зависеть от того, как цена соотносится с предельными издержками. Если цена едина для всех участников рынка, то выполняется закон единой цены. Каждый участник получает достоверную информацию о ситуации на рынке. Равновесие достигается тогда, кода цена равна предельным издержкам.
Рынок совершенной конкуренции имеет интересное свойство. Когда фирмы и покупатели понимают, что не могут влиять на цену в одиночку, то начинают воспринимать это как норму. Однако их совокупное поведение ведет к тому, что цена меняется и меняется соотношение спроса и предложения. Даже при попытках одного или нескольких агентов повлиять на цену или другие параметры рынка, ничего не изменится, так как эти попытки не сопоставимы по масштабу с объемом рынка. Получается, что повышая цену, согласно закону спроса, фирма потеряет покупателей. Снижая цену, она теряет прибыль. Поэтому фирме не выгодно изменять цену.
В этом случае прибыль компании возможна лишь в краткосрочном периоде. Но если рассматривать такую ситуацию в длительной перспективе, то прибыль будет равна нулю. Фирмы могут свободно входить на рынок и выходить из него. Производство опирается на свободный доступ к факторам производства. В результате происходит совокупное изменение спроса или предложения, которые оказывают влияние на равновесную цену. Фирмы прибывают на рынок до тех пор, пока прибыль на нем не станет равна нулю.
Проблема максимизации прибыли фирмы на рынке совершенной конкуренции связана с тем, что фирм так много, что сложно определить наиболее выигрышную стратегию. Прибыль предприятия растет тогда, когда сокращаются издержки и увеличивается доход. Но на рынке совершенной конкуренции объем продаж остается примерно одинаковым, одинаковым остается и уровень цен. То есть у фирмы нет возможности максимизировать прибыль за счет привычных механизмов. Получение предельной прибыли возможно только тогда, когда каждая произведенная единица товара окупилась. Она максимальна в тот момент, когда предельный доход и предельные издержки сравниваются между собой. В условиях несовершенной конкуренции компания стала бы наращивать объем выпуска, но при совершенной конкуренции это приведет к уменьшению прибыли.