Финансовая политика – это совокупность мероприятий (решений), норм, условий, принципов, целей, задач, методов управления финансовыми ресурсами экономического субъекта ради реализации его миссии и достижения его стратегических целей.
Сущность, цель и задачи финансовой политики предприятия
Все экономические субъекты, которые так или иначе взаимодействуют с финансовыми ресурсами, предпринимают определенные меры, предполагающие оказание воздействия на них. В совокупности с принципами, методами, целями, задачами, условиями, нормами эти меры представляют собой финансовую политику.
Финансовая политика предприятия является одним из направлений экономической политики, которая характеризуются более крупным масштабом. Финансовой политикой определяются целевые установки, условия и варианты развития финансово-экономической деятельности, задачи, критерии, методы и модели управления финансами предприятия.
Основной целью финансовой политики предприятия можно назвать максимизацию его прибыли. Чтобы достичь обозначенную цель, в рамках реализации финансовой политики предприятие решает следующие задачи:
- оптимизация структуры уставного, резервного, добавочного капиталов предприятия;
- обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
- повышение уровня инвестиционной привлекательности предприятия;
- достижение прозрачности и доступности информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для заинтересованных лиц;
- повышение уровня капитализации (рыночной стоимости) предприятия;
- повышение конкурентоспособности предприятия и усиление его позиции на рынке;
- создание эффективного механизма управления финансовыми ресурсами предприятия.
Финансовая политика предприятия разрабатывается в процессе выбора критериев, методов, моделей и инструментов управления финансово-экономическими процессами в соответствии со стратегическими целями развития предприятия. А эффективность финансовой политики предприятия оценивается на основе критериев целесообразности, обоснованности и оптимальности.
Содержание финансовой политики предприятия
Финансовая политика предприятия является многогранным явлением. В ее составе можно выделить сразу несколько составляющих, каждая из которых обладает собственной ценностью и может рассматриваться отдельно:
- дивидендная политика – связана с определением величины дивидендов, условий и сроков их выплаты акционерам;
- инвестиционная политика – связана с привлечением предприятием капитальных средств на восстановление и замену основных средств, а также с диверсификацией финансового капитала предприятия;
- кредитная политика – связана с временным привлечением предприятием заемных финансовых ресурсов у финансово-кредитных учреждений;
- налоговая политика – связана с выполнением предприятием обязательств по исчислению, уплате и перечислению в бюджет налоговых и иных обязательных платежей;
- ценовая политика – связана с установлением цен на готовую продукцию предприятия;
- политика управления оборотными активами – связана с использованием финансовых ресурсов для приобретения и использования оборотных средств;
- политика управления кредиторской задолженностью – связана с распоряжением финансовыми ресурсами предприятия в целях погашения имеющихся задолженностей;
- политика управления текущей ликвидностью и платежеспособностью – связана с обеспечением такого финансового состояния предприятия, при котором бы в краткосрочной перспективе не возникало проблем финансового характера;
- политика формирования и распределения прибыли – связана с распоряжением финансовых ресурсов, которые остались у предприятия после получения выручки от реализации продукции и покрытия всех понесенных затрат.
Все перечисленные направления финансовой политики важны для любого современного предприятия. Однако его специализация и специфика текущей финансовой ситуации может обуславливать временное акцентирование внимания на каком-то одном-двух направлениях.
Инструментарий финансовой политики предприятия
Инструменты финансовой политики предприятия используются в процессе ее разработки и реализации. Как правило, все финансовые инструменты связаны между собой – применение одного из них дает или отнимает возможность для использования другого.
На данный момент все множество инструментов разработки и реализации финансовой политики предприятия можно представить в виде следующей классификации:
- первичные финансовые инструменты – собственные (обыкновенные и привилегированные) акции, все виды облигаций (субординированные, необеспеченные, конвертируемые и др.);
- деривативы, т.е. производные финансовые инструменты – опционы, варранты, фьючерсы, форвардные контракты, свопы (процентные, валютные, кредитные);
- финансовые инструменты денежного рынка – кредиты и займы, банковские депозиты и акцепты, депозитные сертификаты, векселя, переуступка прав, соглашение о продаже с обратной покупкой;
- финансовые инструменты, которые рассматриваются на международном уровне – мировые валюты, таможенные тарифы, прочие международные финансовые инструменты;
- прочие финансовые инструменты – залог, аренда, лизинг, страхование, хеджирование финансовых рисков, налоговая система, франчайзинг, финансовый мониторинг.
Применение предприятием перечисленных выше финансовых инструментов разработки и реализации финансовой политики, как правило, обуславливается их доступностью, которая, в свою очередь, определяется финансовыми возможностями самого предприятия, стоящими перед ним целями и задачами, степенью развития национальных финансовых рынков, уровнем конкуренции на них, степенью открытия национальной экономике мировой и др.