Философия фирмы – это система добровольно воспринимаемых персоналом фирмы ценностей, убеждений, принципов и правил взаимоотношения сотрудников.
Сущностная характеристика философии фирмы
Одним из важных направлений деятельности современной фирмы является разработка ее философии. В самом общем виде философию фирмы можно охарактеризовать как моральный кодекс поведения на предприятии. В сущности, философия фирмы представляет собой совокупность ценностей, убеждений, принципов и правил взаимоотношения сотрудников фирмы, которые воспринимаются ими добровольно или прививаются в процессе внутрифирменного воспитания.
Философия фирмы в настоящее время воспринимается как залог ее эффективного развития, поскольку позволяет установить благожелательные партнерские взаимоотношения персонала. Несоблюдение философии или ее отсутствие у фирмы способствует возникновению и развитию конфликтных ситуаций между менеджментом и трудовым коллективом, а также между фирмой и ее поставщиками, клиентами. Это неблагоприятно сказывается на имидже фирмы, что в итоге может привести к ее банкротству.
При разработке философии фирмы необходимо учитывать, что она должна соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством страны (Конституцией, Декларацией прав человека, Гражданским кодексом и пр.). Кроме того, необходимо учитывать положения коллективного договора и Устава фирмы.
В некоторых случаях полезным при разработке внутрифирменной философии окажется принятие во внимание религиозных постулатов. Также специалисты настоятельно рекомендуют изучать и использовать опыт лучших компаний мира (т.е. заниматься бенчмаркингом).
Философия фирмы выполняет ряд полезных, практических функций:
- Философия фирмы выступает в качестве основы для принятия управленческих решений о стратегическом и текущем развитии фирмы;
- Философия фирмы способствует распространению и укреплению среди персонала надлежащих норм и ценностей, что приводит к формированию в фирме сплоченного дееспособного трудового коллектива;
- Философия фирмы зачастую используется для формирования и укрепления внешнего имиджа фирмы.
Особенности определения экономических целей фирмы
Каждая фирма ведет деятельность для того, чтобы достичь определенных результатов. Эти желаемые фирмой результаты являются целями функционирования фирмы. Главная цель заключается в систематическом извлечении максимально возможной прибыли. Именно этим, в первую очередь, обусловлено создание практически всех фирм.
Однако помимо главной цели у фирмы имеется еще группа целей более низкого уровня, которые так или иначе способствуют достижению главной цели. Их формулировка по большей части основывается на философии фирмы и на ее миссии.
В практике управления стратегическим развитием фирмы принято формулирование ее целей на основе технологии SMART, которая предполагает соответствие целей фирмы следующим требованиям:
- Цели фирмы должны быть конкретны, что означает четкое определение желаемого результата;
- Степень достижения целей фирмы должна быть измерима по заранее установленным конкретным критериям;
- Цели фирмы должны быть достижимы, реалистичны, т.е. с высокой вероятностью достижения;
- Цели фирмы должны быть значимы с точки зрения решения ее глобальных стратегических задач;
- Процесс достижения целей фирмы должен быть ограничен конкретными временными рамками (сроками, датами).
Формирование целей фирмы во многом оказывается под воздействием предпочтений ее собственников, а также системы ценностей и установок, которыми руководствуются высшее руководство, его профессионального уровня. Типичные экономические цели фирмы, как правило, связаны с ролью данной фирмы на рынках сбыта, с ростом объема бизнеса, его прибыльностью, рентабельностью и другими характеристиками.
Необходимо отметить, что экономические цели фирмы не являются постоянными величинами, возможен их пересмотр по итогам достижения части из них, в результате признания их ошибочности, из-за изменения условий внутренней и внешней среды.
Особенности выбора фирмой средств достижения экономических целей
Избранные фирмой средства достижения экономических целей определяют содержание ее повседневной деятельности. Выбор этих средств совершается на этапе планирования, т.е. в процессе разработки плановых и программных документов фирмы с различным временным горизонтом действия.
Ключевыми компонентами планирования фирмы достижения экономических целей являются:
- Тактика;
- Политика;
- Процедуры;
- Правила.
Тактика представляет собой краткосрочную стратегию фирмы. В силу этого ее разработка является часто повторяющейся деятельностью, которая ведется в основном менеджерами среднего звена. В рамках тактики планируются действия, которые будет предпринимать фирма в краткосрочной перспективе ради достижения своих экономических целей.
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений. Политика вырабатывается руководством фирмы после разработки стратегии и тактики для того, чтобы сориентировать персонал в нужном направлении, обеспечить правильное понимание ими целей фирмы и планов по их достижению. Политика обычно разрабатывается надолго и указывает на методы, которые следует использовать для достижения обозначенных целей.
Менеджеры фирмы также занимаются разработкой процедур. Процедура представляет собой описание действий, которые необходимы к осуществлению в конкретной ситуации. Процедуры разрабатываются на основе предшествующего опыта и помогают предотвратить неверные действия.
Руководство фирмы для того, чтобы ограничить действия персонала для гарантированного выполнения конкретных задач определенными способами, разрабатывает правила. Они предписывают определенный порядок действий в специфической единичной ситуации.