Особенности экономики торгового предприятия
Экономика торгового предприятия занимается контролем и анализом работы торговых организаций на внутреннем рынке народного потребления. Надо отметить, что доля торговли в формировании валового внутреннего продукта занимает от 20 до 30%, поэтому она обособлена в отдельную отрасль экономики. Торговля выступает механизмом для решения очень важной задачи, а именно, задачи доведения произведенных экономических благ до конечного потребителя.
Предприятие – это хозяйственный субъект, созданный и функционирующий согласно законодательству страны, где он функционирует. Предприятие производит экономические блага - товары или услуги извлечения прибыли и удовлетворения потребительского спроса.
Торговое предприятие можно определить, как независимый хозяйственный субъект, обладающий юридическими правами, функционирующий в области обращения экономических благ. Отличительные особенности торговых организаций.
В настоящее время предприятие, как хозяйственный субъект занимает главную позицию в экономике страны и связывает между собой государство и домашние хозяйства. Важно определить отличительные особенности торговой организации:
- Предприятие торговли в отличие от предприятия другой сферы деятельности имеет двойственную функцию: смену форм стоимости; доведение товаров до потребителя.
- Связывая производство и потребителя, торговая организация влияет на сферу потребления, а также сферу производства, при этом испытывая их влияние на себе.
- Торговые организации занимаются куплей и продажей.
- Организации торговли большей частью являются небольшими и их достаточно много.
Показатели эффективности экономики торговой организации
Показатели эффективности в данном случае, можно условно разделить на количественные и качественные. К количественным относятся:
- Показатели, описывающие тенденции к развитию предприятия торговли (численность работников, товарный оборот, капитал, отнесенный на новую продукцию, инвестиционный капитал, площадь торговли, площадь склада и т.д.).
- Параметры, анализирующие функциональность предприятия с разных сторон (прибыль, доход, издержки, расходы на заработную плату и т.д.).
К качественным показателям относятся:
- Показатели эффективности хозяйствования субъекта (рентабельность, доходность, издержки, оборот товаров).
- Финансовые показатели (капитал, способность платить по счетам, финансовая устойчивость).
- Показатели конкурентоспособности (доля рынка, имидж, каналы сбыта, эффективность маркетинговой стратегии и т.д.).
Товарооборот
В целом товарооборот охватывает всю цепочку: производство – торговля - конечный потребитель, и представляет собой движение товаров посредством купли-продажи. В экономике торгового предприятия товарооборот выражается в денежной выручке за проданные товары. По его показателю можно определить какое место на рынке занимает конкретное торговое предприятие. Показатель товарооборота используется при расчете таких параметров деятельности хозяйствующего субъекта, как:
- отдача, емкость, рентабельность основных фондов;
- товарооборот на 1 метр торговой площади;
- производительность труда;
- товарооборот на 1 рубль дохода;
- издержки обращения.
Рассчитывается по формуле $T = Σpi \cdot qi$, где:
- Pi – цены товаров;
- Qi – количество товаров.
Товарооборот может быть различным для различных торговых организаций, поэтому для начала необходимо выяснить специфику товарной линейки, сгруппировать товары по определенным признакам, а затем их просуммировать.
Торговые организации в настоящее время получили широкое распространение в сфере малого и среднего бизнеса. Чем выше уровень экономики каждого торгового предприятия в отдельности, тем здоровее национальная экономика в целом.