Основные сведения об экономическом развитии предприятий и организаций
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, который создан для производства товаров, выполнения работ либо оказания разного рода услуг с целью удовлетворения потребностей социума и постоянного получения прибыли.
Основным субъектом современной экономической системы является предприятие. Оно занимается производством и реализацией продукции, в процессе чего происходит его взаимодействие с государством и большим числом домашних хозяйств. Предприятие зачастую рассматривают как систему, образованную из следующих ключевых элементов:
- миссия;
- производственные процессы;
- социально-трудовые отношения в коллективе;
- система управления и организационная структура;
- корпоративная культура и общие ценности и др.
Изменение ключевых элементов предприятия как системы, которое организовано соответствующим образом и осуществляется в определенном направлении, получило в экономической науке название развития предприятия.
Определение ключевых элементов, в изменении которых нуждается предприятие, и проведение соответствующих корректирующих мероприятий представляют собой очень серьезный и проблематичный процесс. Для того, чтобы успешно реализовать его, в помощь предприятиям была разработана методология их развития – ВПМ, то есть «Видение – Парадигма – Модель».
Эта методология позволяет предприятию определить эффективную стратегию собственного развития и ее практическую реализацию. При этом принимаются во внимание следующие аспекты:
- формируется позитивный психологический климат в коллективе;
- разрабатываются необходимые ценностные установки, которые внедряются в корпоративную культуру;
- обеспечение достижения максимальных социально-экономических результатов (например, увеличение выпуска продукции, объема получаемой прибыли и т.д.);
- минимизация затрат предприятия, которые вызваны его функционированием (уменьшение используемых без соответствующей отдачи трудовых, материальных, финансовых, временных ресурсов, избегание производственных проблем).
Цели развития предприятия и организаций
Проведение на предприятии изменений, направленных на его развитие, как правило, невозможно без предварительного определения тех целей, которые предприятие хочет достичь в результате собственного развития. Обычно конечными целями развития предприятия признаются обеспечение устойчивости предприятия по отношению ко внешней среде (прежде всего, финансовой устойчивости), существенное повышение конкурентоспособности предприятия и его продукции на различных рынках.
Кроме того, деятельность предприятия может быть нацелена на значительное увеличение выработки продукции, извлечения прибыли, капитализации компании. За счет этого предприятие стремится занять в своём сегменте рынка лидирующее положение, а возможно – выйти на новые, в том числе, зарубежные рынки.
Разработка этих целей происходит в процессе стратегического планирования деятельности предприятия, а закрепляются в соответствующих документах – стратегиях. В соответствии с этими целями определяются основные направления его функционирования как в краткосрочной (речь идет про конкретные мероприятия, например, закупка и установка нового оборудования), так и в долгосрочной перспективе (например, увеличение рыночной доли на 20%).
Основные стадии цикла экономического развития предприятия
Большинство экономистов придерживается мнения, что предприятие в процессе своего развития в основном переживает три стадии: стадия размораживания, стадия проведения изменений, стадия замораживания.
Стадия размораживания начинается с того, что предприятие определяет наличие необходимости в своем развитии. Самым лучшим способом узнать достоверные сведения об этом является проведение комплексного анализа всей хозяйственной деятельности предприятия. В процессе этого структурируется весь объем информации, который характеризуют функционирование организации, делается акцент на основных аспектах и результатах. Во многом это может быть осуществлено благодаря применению таких методов, как моделирование и проведение политики ограничений.
Стадия проведения изменений, по сути, представляет собой практическую реализацию разработанных и отобранных на предыдущей стадии необходимых изменений. При этом у руководителя предприятия есть выбор: осуществить сразу целый комплекс изменений или воплощать их по отдельности, поочерёдно. Благодаря этому предприятию получается перейти на более высокий уровень эффективности и результативности своего функционирования.
Стадия замораживания заключается в завершении мероприятий, направленных на изменение ключевых элементов предприятия. Необходимо дать оценку достигнутым реальным социально-экономическим результатам и соотнести их с целями и задачами предприятия. Если результаты реализованных мероприятий окажутся положительными, то на предприятии утверждается новая сформированная ранее организационная культура. Если же эти результаты, по мнению руководства, будут отрицательными, то произойдет возврат к прежнему состоянию предприятия и начнется разработка новых направлений корректирующих мероприятий.
Таким образом, развитие предприятия является сложносоставным, многосторонним процессом, который инициируется руководителями для достижения главных экономических целей и решения соответствующих им задач по организации ведения хозяйства.