Сущность экономики предприятия
Под экономикой предприятия принято понимать такую систему знаний, которая сведена к разработке, принятию различных решений на уровне предприятия.
То есть экономика предприятия, всегда охватывает уровень предприятия. Это микроэкономика.
Конкретное предприятие – это самостоятельный экономический субъект. Основные цели: получение прибыли и выполнении миссии. Предприятия – это важнейшие субъекты оборота доходов и расходов в экономике, так как предприятия являются основными производителями товаров, различных услуг. Поэтому очень важно изучать процессы, происходящие на предприятиях с точки зрения экономики.
Обратите внимание, что каждое предприятие и эффективность его деятельности в целом формируют общие совокупные доходы в стране. Проявляется сильная связь и зависимость с макроэкономикой.
Главное отличие экономики предприятия от макроэкономики состоит в следующем: макроэкономика изучает факторы и взаимосвязи на уровне страны, а экономика предприятия изучает экономику только внутри предприятия.
Основные сферы знаний
В пределах микроэкономике на уровне предприятия рассматриваются следующие аспекты:
- производственное устройство, организация производства;
- основные и оборотные средства;
- оборот, распределение, использование капиталов;
- стратегии финансово-хозяйственной деятельности;
- планирование;
- издержки, себестоимость;
- финансовые ресурсы;
- экономика труда;
- материально-техническое обеспечение;
- технологии, инновации;
- внешнеэкономическая деятельность;
- процесс управления.
Главные категории изучения экономики предприятия:
- персонал предприятия;
- производственные фонды;
- оборотные средства;
- нематериальные ресурсы и активы;
- оплата труда;
- издержки и калькулирование себестоимости;
- финансовые ресурсы;
- организация деятельности;
- инфраструктура предприятия;
- планирование;
- эффективность деятельность.
Рассмотрим основные понятия, которые влияют на деятельность предприятия. При анализе и принятии решений по категориям изучения экономики предприятия учитывается внешняя и внутренняя среда.
Основные термины экономики предприятия:
- внутренняя среда предприятия (поставщики, потребители, посредники, конкуренты);
- внешняя среда предприятия (природная, научно-техническая, политическая, экономическая, природная, демографическая, международная);
- ресурсы и факторы производства (земля, труд, капитал, информация, предпринимательство);
- производство, потребление;
- финансово-хозяйственная деятельность.
Предмет, задачи, методы
Предмет для изучения экономики предприятия – это изучение взаимосвязей и установление закономерностей, изучение механизмов работы, хозяйственной деятельности на различных предприятиях в целях наиболее оптимального использования факторов производства, повышения прибыли, выявления проблем, повышения эффективности принятия управленческих решений.
Основные задачи заключаются в производстве, а также в объяснении происходящих процессов в хозяйственной деятельности предприятия. В создании оснований для принятия решений, в поиске проблем, выявлении путей повышения эффективности работ, повышении прибыли и снижении издержек, создании основы для оптимизации деятельности.
Главные методы исследования:
- математические;
- моделирование;
- статистические;
- аналитические;
- сравнительные;
- графические;
- экономико-математические.