Особенности производства
Производство – это процесс создания какого-либо блага с использованием первичных и промежуточных факторов производства.
Экономика опирается на производство и сбыт благ, то есть доведения готовой продукции и услуг до конечного потребителя. Распределение осуществляется за счет работы рыночного механизма, либо с помощью государственных институтов. Производство сегодня ориентировано на потребительский спрос. Если предприятия не учитывают потребностей рынка, то с большой долей вероятности их товары не будут реализованы. Производственная деятельность представляет собой специфическое взаимодействие человека и природы. Стоит отметить, что производство затрагивает не только материальную сферу, но так же обеспечивает создание нематериальных активов - научных знаний, образования, культуры, здравоохранения.
Экономическая теория описывает технологическую часть производственной деятельности и множество факторов, которые влияют на изготовление продукции. Если технология изменится, то может измениться производительность. Здесь различают общую факторную производительность и производительность труда.
Субъектом производства является предприниматель, который создает фирму для реализации производственной деятельности. Предприятие использует факторы производства, перерабатывает их для получения востребованной покупателями продукции. Реализации благ происходит на рынке, который сводит между собой потребителей и продавцов. Производственный потенциал характеризуется возможностями компании. Если руководство предприятия добивается расширения производственных границ, то они обеспечивают рост экономических показателей. Рост может быть достигнут через расширение потребления факторов производства, либо за счет внедрения инноваций.
Таким образом, производство является основой экономики. Оно обеспечивает выпуск продукции и услуг, которые могут удовлетворить общественные потребности.
Создание нового производства
Производство начинается с экономического обоснования его будущей эффективности и целесообразности. Для удобства прогнозирования используют различные классификаторы и делят все производство на отрасли и типы. В частности, выделяют следующие типы:
- Единичное, при котором осуществляется производство уникального продукта.
- Серийное - подразумевает изготовление продукции партиями. В зависимости от размера партии оно может быть мелкосерийным, среднесерийным и крупносерийным.
- Массовое - служит для создания стандартных продуктов в большом количестве.
Выбранный тип производства определяет всю систему прогнозирования и планирования. Он влияет на себестоимость, организацию контроля и принципы организации деятельности как таковой.
Получение готовой продукции требует обеспечения производства средствами труда, ресурсами. Сюда относят сырье и полуфабрикаты, топливо, расходные материалы и другое. Затраты на них учитываются в себестоимости будущей продукции. Расчеты проводятся для материально-технической базы без учета трудового коллектива, либо с его учетом.
Современная экономика ориентирована на массовое производство. Чтобы сократить расходы на содержание рабочей силы и оптимизировать работу предприятия, многие компании прибегают к средствам автоматизации. Здесь необходимо подготовить техническое оснащение, купить и внедрить материалы, рассмотреть внесение изменений в непосредственное создание продукции. Пересмотру подвергаются логистические процессы, мероприятия контроля, а так же сервисное обслуживание основного производства. Сущность автоматизации заключается в пересмотре технологического процесса. Она преследует следующие цели:
- Рост эффективности производства.
- Обеспечение безопасности.
- Увеличение экологичности.
- Обеспечение экономичности.
Таким образом, организация нового производства требует тщательного планирования, которое учитывает будущие расходы, доходы, особенности и тип производства, структуру, организацию. Но самое главное, это экономическое обоснование целесообразности реализации проекта.
Экономическое обоснование создания нового производства
Когда предприниматель принимает решение об открытии своего дела, для его технико-экономического обоснования используются математические и статистические расчеты, а так же знания из области управления, маркетинга и экономики. Инструментом обоснования выступает бизнес-план.
Цель проекта обозначается до начала всех мероприятий, но под нее разрабатывается несколько альтернативных вариантов развития. Каждый вариант обеспечивается своим бизнес-планом. Бизнес-план позволяет определить направления развития предприятия, спрогнозировать условия выживания, противостояния рискам. Кроме того, предприниматель получает возможность привлечь инвесторов для расширения возможностей своего проекта.
Разработка бизнес-плана подразумевает систематическую оценку проекта на его целесообразность. В ходе его создания предприниматель может вносить корректировки, либо критически оценить собственные возможности и отказаться от его реализации.
Бизнес-план требует тщательного сбора информации. Для расчета данных проекта необходимы следующие данные:
- Операции по обработке и сборке отдельных узлов производства.
- Список необходимых факторов производства и их количество.
- Перечень технологического оборудования.
- Перечень сотрудников с указанием их квалификации, обязанностей, численности.
- Потребность в площадях под производство.
- Накладные расходы.
Сам бизнес-план состоит из резюме и разделов, содержащих данные о видах товаров и услуг, рыночных исследованиях, оценки конкуренции, маркетинговых и производственных планов, организации, юридического сопровождения, оценки риска, потребности в страховании. Важным элементом является финансовый план.