Эффект от масштаба – это изменение стоимости единицы произведенной продукции в зависимости от изменения производственных масштабов предприятия.
Предприятие в экономике
Предприятие – это хозяйственный субъект, осуществляющий производственную деятельность с целью увеличения своих финансовых доходов.
В основе экономики лежит производственный процесс, в ходе которого осуществляется создание хозяйственных благ, их распределение, сбыт и конечное потребление. Создание благ не возможно без использования факторов производства, главным поставщиком которых становятся домашние хозяйства. Потребителем производимой продукции и услуг так же выступает население. Предложение на рынке формируется производителями, распределение и доведение благ до потребителей осуществляется государством, представителями оптовой и розничной сбытовой сети.
Предприятие является производственной единицей экономики. Цель его существования сводится к увеличению доходов, созданию благ, требуемых обществом в условиях ограниченности ресурсов. Для того, чтобы реализовать поставленную цель в условиях рынка, предприятию необходимо выдерживать конкурентную борьбу. Конкуренция складывается под влиянием особенностей рыночных отношений, где каждый субъект стремится к собственной выгоде. Предприятия стремятся найти такое конкурентное преимущество, которое позволит поддерживать большой объем продаж в долгосрочной перспективе. Одним из таких методов является эффект от масштаба производства.
Понятие эффекта от масштаба
Эффект от масштаба – это изменение стоимости единицы продукции в зависимости от изменения производственных масштабов предприятия.
Это показатель рассматривается в долгосрочной перспективе. С этим понятием связан термин экономии от масштаба, который характеризует снижение текущих производственных затрат на создание единицы продукции вследствие расширения производственных мощностей компании.
Метод масштабирования может использоваться практически любым хозяйственным субъектом. Главная задача – увеличение объемов операционной деятельности. Для этого компании могут использовать следующие приемы:
- Установление договорных отношений с поставщиками, получение скидок на большие партии сырья и комплектующих.
- Воздействие через специализацию менеджеров различных уровней управления.
- Снижение ставок по заемным средствам.
- Инвестирование в маркетинговые мероприятия с целью продвижения продукции большему числу покупателей.
Применение одного или нескольких из вышеперечисленных инструментов позволяет снизить объем затрат в долгосрочной перспективе. Так же они положительным образом влияют на краткосрочные затраты.
Методом масштабирования удобнее пользоваться крупным компаниям, так как они имеют доступ к факторам производства и необходимым природным ресурсам, могут внедрять в работу последние достижения науки и техники. Как правило, такие предприятия давно и успешно функционируют на рынке. Экономия от масштаба позволяет им экономить на затратах при оплате труда.
Виды и факторы отдачи от масштаба
Под отдачей от масштаба понимается связь, устанавливаемая между расширением производства и последующим изменением объема выпуска. Отдачу от масштаба делят на:
- Постоянную. Она характеризуется увеличением объема выпуска, равным увеличению количества поступающих факторов производства.
- Возрастающую, при которой увеличение факторов производства на определенное число процентов приводит к увеличению объема производства на большее число процентов.
- Убывающую, при которой увеличение объемов производства уступает росту вложенных в производство затрат.
К факторам, положительным образом сказывающимся на возрастающей отдаче от масштаба, можно отнести следующие методы оптимизации производства.
- Производственное разделение труда, которое подразумевает перераспределение сотрудников на те участки работы, где они могут принести максимальную пользу.
- Применение методов оптимизации производства, например, за счет увеличения пропускной способности станков и оборудования, физического увеличения используемых труб для поставки газа и так далее. Чем крупнее предприятие, тем выше возможности использования автоматизированных и механизированных средств производства.
- Создание привлекательных условий для менеджеров высокой квалификации, что позволит привлечь в штат сотрудников опытных управленцев, способных наладить производственные процессы.
Эффект от масштаба может способствовать появлению дополнительных продуктов производства, способных принести дополнительный доход за счет экономии на транспортировке, приобретении крупных партий сырья и материалов.
Источники роста масштаба производства не бесконечны. В конечном итоге это приводит к снижению эффекта от масштаба. На снижение отдачи от масштаба влияет проблема управляемости. Чем больше мощность и размер предприятия, тем сложнее им управлять. Постепенно нарушаются цепочки поступления информации от центра к периферии, что ведет к ухудшению всех производственных показателей.