Бюджетирование – это технология финансового управления расходами и доходами, которые получены от ведения бизнеса, позволяющая анализировать планируемые и фактически полученные финансовые показатели.
Цели и задачи бюджета
Бюджет является финансовым документом, в систематизированной форме представляющим плановое значение статей бюджета на заданном отрезке времени.
Бюджет в упрощенном понимании представляет собой финансовый план организации.
Основными задачами бюджетирования можно назвать:
- определение информационной базы для проведения финансового анализа;
- переход системы планирования от физических и натуральных единиц измерения к финансовым показателям;
- повышение финансовой обоснованности принимаемых менеджерами решений;
- рост эффективности управления активами (материальными и нематериальными) и ответственности руководителя за находящиеся в их распоряжение активы и ресурсы (превышение лимита товарных запасов, просрочку оплата товарного кредита);
- анализ инвестиционной привлекательности каждой сферы хозяйственной деятельности в отдельности;
- повышение прозрачности финансового менеджмента компании для собственников, инвесторов, кредиторов;
- стимулирование финансовой дисциплины каждого структурного подразделения;
- обоснование расходования нефинансовых и финансовых ресурсов для уточнения направлений инвестиций и реструктуризации бизнеса.
Бюджетирование направлено на эффективную организацию процессов управления предприятием, децентрализацию системы финансового управления, на обеспечение связи стратегии и оперативной деятельности компании, на максимальную эффективность использования ресурсов предприятия.
Функции бюджета связаны с его основными свойствами. Распределительная функция подразумевает формирование централизованного фонда средств. Перераспределительная функция фигурирует на стадии формирования расходов и доходов бюджета. Через регулирующую и стимулирующую функцию проявляются инструменты для стимуляции экономики и инвестиций, повышающие производственную эффективность предприятия. От функции планирования зависят цели и задачи бюджетной политики, а также пути, по которым они достигаются. Контрольная функция взаимодействует с распределительной функцией бюджета и обуславливает обязательность и возможность исполнения бюджета.
Принципы составления бюджетов
Среди принципов системы бюджетирования можно назвать:
- Отличие финансовой структуры от организационной. Сформированные центры учета должны владеть разработанными критериями для оценки их эффективности деятельности. После разработки данной структуры руководство предприятия выявляет число уровней сбора информации и формирует график бюджетирования для всех центров учета.
- Непрерывность, или скольжение – составление бюджета развития на стратегический плановый период планирования (например, 5 лет) с учетом еще одного периода продолжительностью в четыре квартала. Этот период планирования всегда выдерживается: по завершении одного квартала к последнему кварталу необходимо прибавить еще один для того, чтобы вновь сформировать бюджет. Благодаря скользящему бюджету можно учитывать изменения внешней среды (инфляции, спроса на продукцию, рыночной ситуации), а также скорректировать план согласно уже достигнутым результатам.
- Обязательность исполнения бюджетов, подразумевает обязательный и строгий порядок исполнения бюджета, однако должен функционировать регламент изменения бюджета.
- Индикативное и директивное планирование подразумевает, что на ближайший квартал бюджет становится директивным планом, а на год - индикативным. После корректировки, согласования и утверждения бюджет должен из «предварительной» стадии переходить в «обязательную» стадию.
- Единство стандартов, методики заполнения бюджета, единство сроков представления бюджетов.
- Детализация и прозрачность информации.
Основные этапы составления бюджета
На каждом этапе процесса бюджетирования определяется срок выполнения, назначается ответственный исполнитель и форма представления итоговых результатов. Основные этапы составления бюджета:
- Определение краткосрочной цели предприятия на прогнозируемый период.
- Доведение до ответственных лиц обозначенных краткосрочных целей.
- Формирования системы бюджетов на предприятия.
- Утверждение разработанной системы бюджетов.
- Реализация утвержденного руководством бюджета.
- Систематизация, анализ и обработка фактических данных, полученных при исполнении бюджетов;
- Корректировка краткосрочной цели и/или отдельного бюджета предприятия в случае такой необходимости.
Условно процесс бюджетирования можно разделить на два элемента: формирование операционного бюджета и формирование финансового бюджета.
Формирование бюджета подразумевает последовательную реализацию этапов:
- формирование отдельных бюджетов для всех функциональных подразделений.
- анализ соответствия бюджета краткосрочным целям, оценка согласованности бюджетов в разрезе подразделений.
- формирование бюджетов по центрам ответственности.
- формирование бюджетов в разрезе производственных отделов и подразделений, как для отдельных центров ответственности с учетом расходов, необходимых для деятельности конкретных подразделений.
- расчет прогнозируемой эффективности по центрам ответственности и возможности корректировки их бюджетов.
- составление консолидированного финансового бюджета предприятия на основе первоначальной системы бюджетов по центрам ответственности.
- финансовый анализ (финансовая устойчивость, ликвидность, оборачиваемость) для оценки будущего финансового состояния предприятия.
- оценка степени соответствия итоговых финансовых результатов основным задачам предприятия по показателям чистой прибыли, маржинального дохода, рентабельности, объема продаж и др.
- корректировка сформированных бюджетов и ключевых целей предприятия на планируемые периоды деятельности.