Понятие банкротства
Банкротство – это совокупность процедур, направленных на финансовое оздоровление предприятия, либо на его полную ликвидацию с целью погашения задолженностей перед кредиторами.
Кризисная ситуация в мировой экономике и национальном хозяйстве пошатнула состояние крупного и малого бизнеса. Многие субъекты экономики оказались на грани выживания. Следствием кризисных явлений стала неспособность предприятий выполнять свои обязательства перед кредиторами. Результатом стало массовое банкротство компаний.
Банкротами могут стать не только юридические, но и частные лица в случае, если они теряют свою платежеспособность. Неплатежеспособность признается в ходе официальных процедур, осуществляемых судебным органом власти.
Помимо объективного банкротства существует недобросовестное банкротство. Выделяют следующие виды недобросовестного банкротства:
- Фиктивное.
- Преднамеренное.
К факторам банкротства предприятия относят экономическую нестабильность в стране и мире, политические изменения, рыночную конъюнктуру, научно-технологические достижения общества. Внутренние факторы связаны с неправильным выбором генеральной стратегии компании, низкой квалификацией работников, неэффективным использованием коммерческой деятельности, недостатком собственных средств, нерезультативным применением полученного дохода.
Процедура банкротства предприятия может быть запущена по требованию либо самого владельца предприятия либо вследствие требования кредиторов. Основанием для признания субъекта банкротом является его неплатежеспособность, которая подтверждается расчетом коэффициента текущей ликвидности, обеспеченностью собственными оборотными средствами.
Санация предприятия
Банкротство, как правило, ассоциируется с полной ликвидацией предприятия, но это не совсем верно. Сначала предпринимаются все возможные действия по сохранению компании, удержанию ее места на рынке. Даже при обращении в суд назначается установленный в рамках законодательства срок для восстановления финансового положения, в некоторых случаях назначается сторонний консультант.
Если есть основания для проведения процедуры санации, то назначенный управляющий на основе анализа финансового состояния предприятия вырабатывает стратегию по преодолению кризиса. Далее он представляет стратегию для кредиторов, как правило, не позднее семидесяти дней с момент его назначения на должность управляющего. В его обязанности входит разработка альтернативных вариантов выравнивания финансового положения. Сюда так же включаются данные о текущем финансовом положении компании и ее платежеспособности.
Таким образом, санация заключается в перестройке методов ведения хозяйствования предприятием. Изменяется не только его структура, но и общее направление деятельности. В результате предприятие должно выйти из кризиса, а так же сформировать базу для дальнейшего роста, после выплаты задолженностей. Объектами процедуры санации могут быть экономические системы, их отдельные элементы, либо выполняемые ими функции. Субъектами могут быть любые физические лица, задействованные в работе предприятия.
Основными принципами проведения процедуры санации являются:
- Чем раньше назначается процедура, тем выше вероятность сохранения предприятия.
- Санация должна проводиться оперативно, чтобы не усугублять положение предприятия.
- Малозатратность, антикризисная направленность.
- Прозрачность. Все действия должны быть доступны и понятны всем сопричастным лицам.
- Компромисс между интересами собственников и кредиторов.
- Осуществление сотрудничества с персоналом.
Санация представляет собой меры по оздоровлению предприятия, сохранению его нормального функционирования, формированию базы для дальнейшего развития и роста.
Мероприятия в рамках санации предприятия
Причиной санации становится конфликт интересов кредиторов и заемщика. Часто неспособность выплачивать обязательства по кредитам связана с узкой направленностью интересов компании. Это ведет к разрозненности действий, а значит, к неэффективному управлению предприятием. Следующим шагом становится интеграция звеньев производства, которые утеряли связь и перестали приносить ощутимый доход. Интеграция касается, в том числе, повышения качества продукции, расширения ассортимента, что может положительным образом повлиять на конкурентоспособность предприятия.
Важным шагом на пути к решению финансовых вопросов может стать диверсификация производства, либо продукции. Новые сегменты потребителей могут дать дополнительный доход, либо вывести предприятие на принципиально новый уровень прибыльности. Это дает возможность сменить профиль предприятия, выйти на более выгодные рынки сбыта.
Следующий шаг – оценка рыночных перспектив. Управляющий анализирует существующую нишу на предмет ее потенциала, а так же исследует рынки сбыта, где предприятие может реализовать свой потенциал. Сохранение потенциала является основой удержания конкурентных преимуществ в долгосрочном периоде. Лояльный потребитель готов покупать даже по более высокой цене, но в этом случае необходимы инвестиции в продвижение и установление отношений с потребителями.
Если предприятие ориентируется на производство новой продукции, то рассматривается возможность инвестирования с точки зрения скорости достижения точки безубыточности. На первом этапе жизненного цикла товара предприятие не способно выйти на доход, поэтому в условиях санации важным параметром выступают сроки. Расширение и укрепление финансового положения компании связано с анализом и оптимизацией его финансовых отношений с налоговыми органами и банковской системой. Выявление возможности перераспределения ресурсов способно дать новый подход к реализации стратегии по стабилизации финансового положения компании.