Факторы, влияющие на эффективность деятельности торгового предприятия
На экономическую эффективность деятельности предприятия сферы торговли оказывают влияние множество факторов. От результатов исследования окружающей среды и условий зависит принятие управленческих решений.
Основными показателями хозяйственной деятельности торгового предприятия являются прибыль и рентабельности. Они отражают полноту работы компании:
- объем товарооборота;
- структуру розничного товарооборота;
- динамика розничного товарооборота;
- эффективность применения внутренних ресурсов;
- оптимизация функционирования организации.
Первоочередными факторами, которые оказывают воздействие на показатели деятельности торгового предприятия, считаются объекты и субъекты. В качестве субъектов выступают лица, которые занимаются коммерческой деятельностью. Эти действия реализуются через объекты торговой компании, а именно основные производственные фонды и товарно-материальные ценности.
Компании, сферой деятельности которых является торговля, тесно связаны с потребительским рынком, реализуют свои товары и обеспечивают информацией потребителей о свойствах и характеристиках продукции, надежности, гарантиях, ценах, условиях продажи и др. В свою очередь рынок предоставляет торговым компаниям сведения о конкурентах, их продукции, потребностях потребителях, объемах и темпах продажи товаров. Такая система связи функционирует как единое целое, взаимодействуя с факторами окружающей среды.
Выделяют факторы, влияющие на экономическую деятельность торговых компаний:
- внутренние факторы (влияют на рентабельность деятельности компании и прибыль, ресурсные факторы, и факторы, взаимосвязанные с товарооборотом компании);
- внешне факторы (влияют на размер прибыли компании).
Рисунок 1. Таблица 1. Факторы внутренней и внешней среды, оказывающие воздействие на деятельность торгового предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Показатели экономической эффективности торговой компании
Показатели, применяемые для оценки деятельности торговых компаний подразделяются на две группы:
- Экономический эффект;
- Экономическая эффективность.
Под экономическим эффектом понимается результат торговой деятельности, выраженный в следующих показателях: розничный товарооборот, прибыль, доход и чистая продукция.
Розничный товарооборот – это объем продажи товаров потребителям для удовлетворения личных потребностей. Он выражает экономические отношения купли-продажи товаров народного потребления, которые возникают между продавцом и покупателем на этапе перехода товара из сферы обращения в сферу потребления.
Экономическая эффективность – это отношение результата или полученного эффекта и расходов ресурсов (финансовых, материальных, информационных, трудовых). Чем больше разница между результатами и затратами, тем эффективнее применение ресурсов субъекта хозяйственной деятельности.
Для успешного функционирования торговой организации необходимо проводить анализ ее деятельности в зависимости от постоянно меняющейся внешней среды. Такая оценка позволяет спрогнозировать действия предприятия, повысить прибыльность и сделать конкурентоспособным на рынке.
Ключевым показателем эффективности деятельности торговой компании считается прибыль, отражающая результаты всей коммерческой деятельности:
- объем реализованной продукции;
- ассортиментная структура и состав продукции;
- уровень затрат;
- наличие непроизводственных расходов и потерь и т.д.
Для оценки экономической эффективности торговой компании используются показатели прибыли в абсолютном значении и относительном, т.е. ее уровень, который характеризует рентабельность торгового предприятия.
Рентабельность определяется отношением прибыли к товарообороту и отражает долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота. Но не учитывается степень эффективности единовременных и текущих затрат, которые имеют отношение к коммерческой деятельности организации.
У разных торговых компаний могут быть различные вложения в основные и оборотные средства при одинаковой величине прибыли и товарооборота. Поэтому для оценки эффективности важное значение имеет оценка прибыли с учетом издержек обращения (произведенные затраты):
$Иоб=П/Р \cdot 100$%,
- где $Иоб$ – это издержки обращения;
- $П$ – это прибыль торговой компании;
- $Р$ – расходы торговой компании.
Конечный результат деятельности торговой организации – это стоимость реализованных товаров и услуг. Соответственно эффективность коммерческой деятельной торговой компании выражается обобщающим показателем:
$Э= \frac {Срт/у} {РИоб}$,
- где Э – это эффективность деятельности торгового предприятия;
- $Срт/у$– стоимость реализованных товаров или услуг;
- $РИоб$ – реальные издержки обращения (затраты на реализацию товаров и услуг).
Особенности оценки экономической эффективности торгового предприятия
Для анализа экономической эффективности используют систему показателей, содержание которых определяется жизненным циклом, масштабами предприятия, целью проведения анализа и другими критериями. Осуществляет оценка следующих показателей деятельности торговых предприятий:
- обобщающие показатели эффективности деятельности предприятия;
- коэффициенты эффективности использования основных фондов;
- показатели эффективности распределения собственного капитала;
- показатели эффективности применения материально-оборотных средств;
- коэффициенты эффективности использования рабочей силы;
- показатели эффективности текущих затрат
Рисунок 2. Таблица 2: показатели эффективности деятельности торговой компании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Экономическая эффективность работы торговой организации характеризует результативность управления компанией. К основным показателям, которые завешают и обобщают анализ деятельности:
- прирост валового дохода от торговых операций;
- прирост прибыли от торговой деятельности;
- соотношение доходов и расходов по закупке и сбыту продукции.