Понятие внешнеэкономической политики
Под внешнеэкономической политикой (ВЭП) понимают комплекс мер, направленных на процессы международного обмена продуктами труда (товарами, услугами, работами), финансовыми ресурсами (капитал) с целью получения определенных экономических показателей.
К основным элементам ВЭП следует отнести: таможенные тарифы; комплекс мер по стимулированию товаров по импорту и экспорту; комплекс мер административного характерапо регулированию внешнеэкономической торговли.
Методы регулирования ВЭП
Методы, которые государство использует для управленияпроцессами ВЭП, можно сгруппировать следующим образом:
- тарифные методы, представленные системойразличных тарифов, которые являются определенным сводом ставок таможенных пошлин, объединенных в соответствиис номенклатурой видов ВЭД. Под таможенной пошлиной понимают величину обязательного взноса, взимаемого таможней при осуществлении экспортно-импортных товарных или финансовых операций. Данная оплата обязательна при осуществлениилюбых операций по экспорту или импорту продуктов труда (товаров, услуг, работ) или финансовых капиталов;
- группа нетарифных методов, которыми устанавливаются специальныепроцедуры по допуску в экономику странывнешних (иностранных)продавцов товаров, поставщиков услуг, видов работ. Эта группа методов создаетопределенные более благоприятные условия при создании эффективных экспортных предприятий, а также осуществляеткомплекс специальных мероприятий, которые эффективно защищают отечественную экономику, учитывая при этом интересы отечественных покупателей и продавцов. Эта эффективная система методов нетарифного регулирования активно работает в системе ВЭП государства.
Нетарифные методы более эффективны для использования по следующим причинам:
- как правило, группа нетарифных методов не связан какими-либо международными обязательствами;
- методы нетарифного регулирования более эффективны и удобны придостижениизапланированных результатовв ВЭП государства;
- методы нетарифного регулирования создают определенные возможности для учета различных условий реальных ситуаций, возникающихв мировом экономическом пространстве, позволяют адекватно отреагироватьна защиту отечественного рынка товаров и услуг в течении определенного срока;
- методы нетарифного регулирования, являясь неналоговыми, не становятся элементом дополнительного налогового обременения для отечественных покупателей.
Таможенные и административные импортно-экспортные формальности – это четко определенная совокупность мероприятий системы государственного управления ВЭП, включающая комплекс антидемпинговых пошлин, специальные методики оценки таможенной стоимости товаров, услуг и работ,группу требовании о содержании компонентов государства-производителя, комплекс таможенных и консульских формальностей, специальные формы документов, которые сопровождают товары и т.д.
Основные мероприятия, осуществляемые государством с целью оказания господдержки отечественных предприятий-экспортеров в форме нетарифных методов регулирования, представлены в виде:
- страхования и гарантированияполученных кредитов экспортного характера с целью обеспечения защиты отечественны предприятий-экспортеров от возможных долгосрочных рисков политическогоили коммерческого характера;
- государственного долевого участия для поддержки и сертификации эффективных экспортных проектов;
- услуги консультирования, информационное, техническое и маркетинговое содействиепредприятиям-экспортерам товаров и услуг, выполнения различного вида работ;
- системы налоговых льгот, которые представляются предприятиям-экспортерам отдельных видов продуктов труда (товаров, услуг и работ);
- регулирования тарифов и цен на представляемые продукты труда (товары, услуги, работы) предприятий, которые являются естественными монополиями;
- таможенно-тарифного стимулирования экспорта, при которой обеспечиваетсяпредприятиям-экспортерам беспошлинный доступ к необходимым производственным и финансовым ресурсам.
Виды ВЭП
ВЭП осуществляется в виде двух самостоятельных внешнеэкономических политик: свободная торговля (фритредерство) и протекционизм.
ВЭП свободной торговли (фритредерство), представляется политикой в которой декларируется полная свобода во внешнеторговых отношениях, основанных на определенных конкурентных преимуществах,участвующих в ВЭП государств. В политике свободной торговли (фритредерстве) предполагается полное обособление внешнеторговой деятельности от влияния государства, в ней предполагается возможность эффективного размещения товарных и финансовых ресурсов на мировых рынках.
К положительным сторонам свободной торговли (фритредерства) можно отнести: рост уровня внутренней конкуренции производителей товаров и услуг, ограничение монополии государства на отдельных рынках; стимулирование и улучшения деятельности местныхпредприятий, производителей товаров и услуг; значительное увеличение предлагаемого к продаже ассортимента товаров и услуг, предлагаемых видов работ; формирование цен на продукты труда (товары услуги, работы) путем согласования покупательского спроса и товарного предложения.
В политике свободной торговли(фритредерстве) предполагается, что роль таможенных органов сводится только к процедурам регистрационногохарактера. В обязанности таможенных служб не входят процедуры, связанные с взиманиемтаможенных пошлин, они также не устанавливают ограничения на экспортно-импортные операции.
Протекционизм направлен и предназначен для целей и задач защитыместного рынка от действия предприятий и организаций иностранных государств, которые конкурируют с отечественными производителями. Как правило, это ведет к развитию отечественной системы предпринимательского сектора реальной экономики, но в тоже время вводит ряд ограниченийпри поступлении иностранных технологий в экономику страны.
Протекционизм сфокусирован на введение системы различного видов налогов на ввозимые в страну товары иностранного производства и, соответственного, снижение налогов товары местного производства.
Положительными сторонами протекционизма являются: выравнивание внешнеторгового баланса государства; защита отечественного производителя от демпинговых мер иностранных производителей; активная поддержка своих вновь возникающих секторов, отраслей, отдельных производств отечественной экономики.
К отрицательным сторонам можно отнести: возможный спад эффективности существующих секторов, отраслей и отдельных производства отечественной экономики; определенный рост цен на некоторые продукты труда при сужении и даже сокращении предлагаемого ассортимента; не в полной мере используемые положительные стороны международного разделения труда; возможное снижение либо отсутствие экспорта отдельных продуктов труда (товаров, услуг, работ).