Государственное экономическое прогнозирование осуществляется на основе использования официальной информации, поступающей в соответствующие ведомства, с целью научного обоснования принятия решений в сфере государственного регулирования экономических процессов и развития отдельных территориальных объектов, отраслей народного хозяйства и национальной экономики в целом.
Роль государственного экономического прогнозирования
Государственное экономическое прогнозирование создаёт ряд научно обоснованных предпосылок принятия управленческих решений в сфере регулирования экономики, а именно:
- научно обоснованное исследование тенденций изменения социально-экономических процессов;
- формирование наиболее вероятных вариантов развития социально-экономических процессов с учётом имеющихся тенденций и целей прогнозирования;
- оценка возможных последствий решений, принимаемых государственными органами на основании данных, полученных в результате прогнозирования;
- обоснование направлений социального, экономического и научно-технического развития государства.
Классификация экономических прогнозов на государственном уровне
По проблемно-целевому признаку:
- поисковые;
- нормативные.
Исходя из периода охвата
- краткосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные.
По характеру объекта прогнозирования:
- пассивные;
- активные;
- вариантные;
- инвариантные.
По характеру масштаба:
- глобальные;
- локальные;
- структурные;
- комплексные;
- простые;
- сложные.
По способу представления информации:
- точечные;
- интервальные.
Цели государственного экономического прогнозирования
- Оценка ресурсного потенциала страны, отдельных отраслей и территориальных единиц;
- Определение связей между отдельными субъектами экономической системы и оценка количественных и качественных связей между ними;
- Определение возможных тенденций развития национальной экономики с учётом количественных и структурных параметров;
- Формирование информационного массива для использования отдельными субъектами экономической системы.
Главной задачей государственного экономического прогнозирования является определение перспективы на определённый (ближайший или более отдаленный) период, с целью разработки оптимальных программ и планов экономического и социального развития государства. Политика государства в сфере экономики, а также действия как одного из объектов макроэкономической системы, как правило, основывается на результатах прогнозов с учётом вероятных последствий.
Объекты государственного экономического прогнозирования
- Объём национальной экономики и её структура – удельный вес отдельных отраслей народного хозяйства и других общественно значимых направлений деятельности, территориальных единиц;
- Изменения параметров рынков и макроэкономических характеристик, вследствие изменений объёмов совокупного спроса (совокупного предложения) или потоков материальных и финансовых ресурсов;
- Изменение показателей системы национальных счетов под влиянием ряда факторов – внешнеэкономических, социально-политических, природных и военно-стратегических.
Прогнозирование состояния и динамики вышеприведённых объектов позволяет взвешенно оценивать и реализовать, как направляющие, так и координирующие функции государственного регулирования.
Методы государственного экономического прогнозирования
Методы государственного экономического прогнозирования – совокупность приёмов, позволяющих на основе анализа имеющихся данных, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования их изменений в рамках явления или процесса, сделать выводы относительно характера развития объекта в будущем с определённой долей вероятности.